| ||||||||
|
В последнее время стало модным говорить о “духовном кризисе” в России и необходимости “возрождения духовности”. Но можно ли то, что происходит сейчас в России, назвать духовным кризисом?
Понятие “кризис” на бытовом уровне подразумевает, что некоторое время тому назад ситуация была гораздо лучше. Можно ли утверждать, что, скажем, в 1935 или в 1985 году общество было гораздо более привержено духовным ценностям и более заинтересовано в духовных исканиях? Весьма сомнительно. Еще более странными и нелепыми представляются призывы вернуться к духовным и религиозным ценностям начала века. Революция 1917 года и чрезвычайно жестокая гражданская война убедительно показали, что именно в начале века Россия переживала действительно глубокий духовный кризис, который и привел к этим событиям.
Ту социально-психологическую ситуацию, в которой оказались сейчас миллионы граждан бывшего СССР, на наш взгляд, можно охарактеризовать как кризис самоидентификации.
В случае разрушения или резкой деформации одного из слоев (чаще в результате воздействия внешних обстоятельств, т. е. ВЭ) система переходит в состояние кризиса и необходимости перестройки.
Важно отметить, что уровни самоидентификации могут рассматриваться как глобальные экраны в терминологии [2] (В конкретном случае это могут быть и “экраны-стенки” и “экраны-ступеньки”) и, следовательно, к ним применимы все основные модели взаимодействия с кризисами, изложенные в [2]. Другими словами, человек может:
Первый способ широко распространен на уровне социума способствует поддержанию стабильности структуры СИ, т. е. широкое потребление алкоголя или седативных наркотиков в обществе сохраняет сложившуюся структуру идентификаций и способствует тому, что люди не стремятся ее менять, даже если эта структура совершенно для них неорганична.
Второй и третий способы обсуждаются в [2] и [1].
Для нашего рассмотрения наиболее интересен именно четвертый способ. Что происходит, если разрушается или сильно изменяется один из уровней СИ?
Эта ситуация характерна для общества, переживающего серьезную перестройку, например СНГ 90-х годов.
Как уже отмечалось, социально-профессиональный уровень, как находящийся ближе всего к поверхности, содержит много энергии и сильно воздействует на поведение человека. Если этот уровень разрушается, система переходит в нестабильное состояние.
Еще вчера я был инженером (научным сотрудником, офицером и т. д.), и эта идентификация подразумевала целый ряд привычных и стабильных отношений. Сегодня я безработный или по-прежнему научный сотрудник, но уже без зарплаты, без работы, без соответствующего уважения окружающих и без чувства ценности того, что я делаю.
Что делает человек в этой ситуации? Как уже отмечалось, есть четыре варианта.
Пусть я уже не научный сотрудник, но зато я, прежде всего, мать (жена, отец). Пусть я уже не доцент, зато я молдаванин (татарин, украинец). Пусть я не офицер, зато я православный (иудей, мусульманин).
Таким образом, в период крушения привычных социальных и экономических отношений акценты могут смещаться на другие уровни СИ.
При этом легче всего направить энергию именно в уровни, близлежащие к разрушенному (рис. 1).
С этой точки зрения легко объясним повышенный интерес части общества к своему национальному статусу. То, что еще несколько лет назад не привлекало особого внимания, вдруг стало настолько важным, что начались национальные войны и безудержный “парад суверенитетов”. Хотя очевидно, что и то, и другое не принесло и не могло принести каких-либо экономических выгод, эта практика стала очень распространенной.
Повышенный интерес к религиозным объединениям, “парад церковных суверенитетов” и различные разборки на этой почве, зачастую переходящие на уровень драк и бурных судебных разбирательств, также объяснимы с этих позиций.
Действительно, если человек привык жестко идентифицировать себя как инженера, гражданина Великой державы и т. д. и, соответственно, соразмерять с этим свои ценности, поведение, отношения с окружающими, а теперь больше этого делать не может, то самый простой путь - найти новые способы жесткой идентификации. Чем более жестко задана структура СИ, тем проще с ней взаимодействовать, так как не нужно много думать и искать ответы на жизненные проблемы самому.
Кризис СИ автоматически порождает крушение моральных ценностей, с ними связанных. То есть, если моральные ценности связаны в большей степени не с внутренним духовным опытом, а с соответствующей идентификацией, то наступит почти полный моральный вакуум. Скорее всего, он будет быстро замещен новой структурой самоидентификации.
Такая ситуация характерна и для России 1917 - 1920 и 1989 - 90-х годов, и для Германии 1920 -30-х. Если Бога (светлого образа Ленина - Сталина, КГБ, парторганизации, Великого и ужасного милиционера и т. д.) больше нет, то все позволено.
В России новым вождям удалось быстро переориентировать СИ общества, введя, казалось бы, нелепые определения типа: “я - пролетарий”; “я - большевик” вместо “я - православный”. После войны наступил новый кризис СИ, и партии пришлось добавить национальный уровень: я - русский (а не еврей и не космополит).
В Германии удалось сразу переориентировать идентификацию на национально-территориальную. Пусть я больше не ... зато я истинный немец и поэтому почему-то очень заинтересован в расширении территории.
А может ли энергия быть направлена в сферу половой самоидентификации? Безусловно. И в России и в Германии соответствующих периодов происходила бурная сексуальная революция. Агрессивность, как один из аспектов сексуальной энергии, также резко повышается, что приводит либо к росту насилия внутри общества, либо направляется на ведение внешних войн.
Отметим, что война (неважно, с внутренним или внешним врагом) способствует повышению жесткости и стабильности СИ, во всяком случае, пока она не закончится. Во время войны основная идентификация большинства людей - это: я - свой. Ветеранам различных войн часто и в мирной жизни не хватает этой простоты и ясности самоидентификации. В тоталитарных или близких к ним государствах войны традиционно использовались для создания искусственных утверждений СИ. Пользуясь слабой осознанностью глубоких уровней СИ (и не только глубоких), лидеры таких систем умело переопределяли СИ: я - мужчина, следовательно, я - смелый, бесстрашный, сильный, следовательно, я - солдат без тени сомнения. я - русский, следовательно, я побеждаю лиц ... национальности и иноверцев. я - патриот, следовательно, я - враг всех чужих.
Именно таким способом можно привлечь добровольцев на афганскую или чеченскую войны (утвердить себя как мужчина, отстоять русскую нацию, послужить Родине и т. д.) или использовать простых призывников, но сделать так, чтобы они воевали с максимальным старанием и жестокостью.
По окончании большой войны кризис СИ захватывает все общество, причем кризис наступает вне зависимости от того, победила страна в войне или проиграла.
Ветеран малой войны, как правило, испытывает серьезный личностный кризис СИ, кризис тем более тяжелый, что за время войны его структура СИ сильно разошлась с базовой структурой СИ большей части общества. В терапии таких кризисов может быть с успехом использовано направление энергии на более глубокие уровни, особенно на духовный.
Совершенно особая ситуация связана с возможностью направить энергию в духовный слой. Это может проявляться и как интерес к различным эзотерическим и мистическим учениям и как следование пути духовного осмысления жизни.
На наш взгляд, такой путь может считаться наиболее гармоничным. Если в духовном уровне СИ достаточно энергии, человек не испытывает тревоги и беспокойства, его моральные ценности не зависят в такой степени от текущей ситуации в обществе, и, что самое главное, это во многом снимает проблему самоидентификации, так как приходит внутреннее осознание себя и человек сам может делать выбор, как себя идентифицировать.
Таким образом, кризис СИ приводит к расслоению в обществе. Кто-то лишается привычных моральных ориентиров и пускается во все тяжкие, кто-то замещает старые жесткие нормы на новые, тоже жесткие, но уже неодинаковые (у одних - национально-клановые, у других - религиозные, у третьих - профессиональные), а кто-то - становится более целостным и духовным.
Кризис СИ связан и с перестройкой внутренней структуры отдельных слоев. Насколько жестко человек идентифицирует себя, например, в профессиональной области? Насколько способен осознанно изменить ее? Насколько жестко заданы его представления о роли мужчины и женщины в семье? Насколько он готов изменить их, если они перестали работать?
Отметим, что чем более иерархично общество, тем более жестко заданы ступеньки такой идентификации. Для сравнения: в СССР существовало 22 звания в армии и 5 научных званий, в США - около 10 званий в армии и 1 научное. То есть получив степень доктора (Ph.D.), американец может полностью расслабиться относительно своей научной идентификации и заняться работой. Выше, чем доктор, званий уже нет. В России кандидат наук все еще имел много социально определенных ступенек впереди, и “расслабиться” мог разве что академик.
Чем сильнее кризис СИ, тем сложнее выстроить гармоничную картину, сочетающую СИ на разных уровнях. Так, часто сложно найти баланс между первым и седьмым уровнем, т. е. гармонично сочетать в себе и бизнесмена и человека духовного, с ярким восприятием окружающего мира. Но если в Европе и США такие подходы уже наметились и сами основы ведения бизнеса сформировали определенный моральный кодекс, близкий к общечеловеческим духовным принципам (не убивай, не обманывай, вкладывай деньги в благотворительность и т. д.), то в современной России и СНГ это далеко не так. Резкое расслоение привело к тому, что, как правило, человек либо бизнесмен, либо человек духовный. Удержаться на тонкой грани посередине возможно, но очень нелегко. Принципы ведения бизнеса во многих областях заведомо подразумевают обман, взятки, угрозы насилия и т. д.. Некоторое время тому назад похожая ситуация была и в США. На диком Западе ковбои с неимоверной жестокостью стреляли в индейцев и друг в друга. Ограбление банка считалось геройским поступком. Компании взрывали динамитом нефтепроводы и железные дороги конкурентов. В период “сухого закона” бандиты контролировали большую часть бизнеса страны. Но прошло время, и крайности постепенно выровнялись.
Кризис СИ у личности происходит не только в период соответствующих кризисов в обществе. За время своей жизни человек переживает как минимум несколько таких кризисов. Кризисы 6-7 и 12-14 лет приводят к формированию более четкой структуры самоидентификации.
В традиционных обществах одним из основных способов разрешения кризисов СИ был ритуал. Изменяя свою идентификацию (профессиональную, семейную, религиозную), человек проходил через определенную инициацию, которая давала возможно полное и глубокое представление о новой идентификации. Часто при этом менялось и имя или часть имени. Ритуал сопровождал любые важные события, связанные с изменением СИ, - приобретение профессии и, соответственно, статуса, женитьба, рождение ребенка, вхождение в возраст охотника. В некоторых первобытных племенах юноши, не прошедшие инициации, вообще не считались мужчинами, и, соответственно, настоящими людьми.
Отголоски таких традиций сохранилась и в современном обществе - ритуалы брака, крещения и т. д. При этом в ряде случаев по-прежнему меняется часть имени, - с помощью приставок мисс - миссис, мадам - мадемуазель, доктор, Ph.D., профессор, майор и т. д. Проблема состоит в том, что в современном обществе инициации если и существуют, то в сильно урезанном виде, многие аспекты СИ определены гораздо менее четко и часто степень осознания своей самоидентификации недостаточна.
Если в архаическом обществе всем было хорошо понятно, что такое жена, муж или отец, то сейчас это часто далеко не так. Муж может подсознательно ожидать от жены определенного поведения, соответствующего его представлениям о том, что такое “жена”, однако у самой жены эти представления могут быть совершенно другими и часто тоже плохо осознанными. Разрешение такого конфликта затрудняется именно недостаточной осознанностью соответствующего уровня СИ. Вместо того чтобы прояснить ситуацию, муж и жена могут бесконечно конфликтовать по самым различным поводам.
В отношениях ребенок - родитель проблем еще больше, так как в современном обществе верхние слои СИ достаточно быстро меняются и родители могут просто не успеть заметить, что идентификация “дочь” сильно изменилась со времени их молодости.
Достаточно часто встречаются ситуации, когда для человека очевиден только один аспект СИ (например “я - муж, следовательно, глава семьи”, “я - профессор, следовательно...”). Остальные аспекты “неявно подразумеваются”. Если именно эти “подразумеваемые”, но плохо осознанные аспекты начинают расходиться с реальностью, то возникает проблема, причем трудноразрешимая, так как ее истинная причина непонятна.
Рис. 5
В общем случае такую ситуацию мы будем называть несимметричной идентификацией (рис. 5). Один уровень СИ может быть лучше осознан на рациональном уровне, другой - на эмоциональном и т. п.
Наконец, еще раз обратимся к имени. К какому уровню СИ его можно отнести? Имя - это своего рода “точка сборки” всей структуры СИ. В нем как бы присутствует понемножку от каждого уровня. Как уже отмечалось, в традиционных обществах имя постоянно изменялось вместе с изменением СИ. Чем более значительным было изменение, тем сильнее менялось имя. Поступая в монастырь (и христианский и буддистский), человек полностью расставался со старым именем и принимал новое. Замужество приводит к изменению фамилии. На протяжении жизни имя также меняется несколько раз: Шурик - Сашка - Саша - Александр - Александр Ефимович. Интересно, что действительно значительные кризисы СИ в обществе также приводят к изменению части имени: господин - товарищ - господин. Иногда внутренние изменения приводят к тому, что человек меняет имя - например, с Толика на Анатолия.
Более глубокое осознание энергии, заложенной в имени, может привести к интересным и иногда неожиданным результатам. Так, в процессе, связанном с осознанием имени на тренинге Discovery 2, некоторые участники неожиданно находили другое, “более созвучное” имя или изменяли имя как в вышеописанном примере. В нашей культуре имя дается человеку при рождении и, в большинстве случаев, сильно не изменяется в течение жизни. Имя и человек как бы выстраивают отношения друг с другом в процессе развитии личности и ее самоидентификации.
Вы можете провести интересный процесс осознания своего имени.
Сядьте или встаньте в удобную позу. Сделайте несколько глубоких вдохов и расслабленных выдохов. Произнесите ваше имя. Сначала про себя, потом вслух, потом немного громче. Почувствуйте, что при этом отзывается внутри. Какие ощущения в теле, краски или образы при этом возникают. Насколько комфортно это состояние. Попробуйте произнести ваше имя по разному: Саша - Александр. В чем различия в ваших ощущениях? Произнесите имя еще раз. Поэкспериментируйте с громкостью и тоном голоса. Насколько легко и свободно вы произносите ваше имя. Какое именно имя вам легче всего произносить. Какая энергия звучит в имени? Для того чтобы почувствовать всю энергию имени, вы можете пройти по всем уровням СИ, произнося вслух: “Я - инженер”; “я - муж” и т. д.
Рассмотренная нами модель позволяет исследовать основные проблемы личности, связанные с СИ. Такие проблемы могут быть объединены в три большие группы.
Центральной идеей в разрешении кризисов и вакуума СИ является осознание своей самоидентификации во всех ее аспектах и на всех уровнях.
Необходимость изменения своей СИ часто связана со страхом лишиться “опоры”, т. е. привычной шкалы ценностей и системы внутренних и внешних взаимоотношений. Первым шагом может быть именно прояснение соответствующих аспектов СИ и их действительной ценности для личности.
Как прояснить соответствующий уровень СИ?
Один из способов - пойти от противного. Такое упражнение может быть проделано прямо сейчас с листом бумаги и ручкой (акцент на рациональный аспект) или использовано в контексте сессии с измененными состояниями сознания.
Кто я? | Чего я хотел бы избежать | Почему это важно | |
1 | Я - программист Я - сотрудник такой-то фирмы Я - кандидат наук Я - хороший специалист | Потерять работу | Я хочу иметь чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Не хочу менять сложившихся привычек и отношений в коллективе Боюсь оказаться несостоятельным в новой специальности Хочу чувствовать себя материально независимым, мужчиной Мне нравится моя специальность Мне нравятся люди, с которыми я работаю |
2 | Я - муж Я - отец Я - сын Я - брат | Быть мужем - значит чувствовать себя сильным, надежным, уверенным в себе Нести ответственность за принятие решений Быть внимательным к жене и ее родственникам Обеспечивать семью Сексуально удовлетворять жену Быть верным Иметь право на то, чтобы жена и родственники уважали меня и мои решения, на верность и ласку жены Рассчитывать на поддержку жены в любых ситуациях. | |
3 | Я - русский (татарин, еврей...) | ||
4 | Я - христианин (мусульманин, православный, протестант ...) | ||
5 | Я - человек | ||
6 | Я - мужчина (женщина) | ||
7 | Я - .... (невербальное определение духовного восприятия мира) |
Очень важно прояснить существенные аспекты самоидентификации. Например, что наиболее значимо? Не потерять работу, не потерять специальность, не потерять доход или не потерять квалификацию?
Следующий шаг - вопрос: “Почему это важно?”. Иногда на него можно ответить словами, иногда нет (особенно на более глубоких уровнях).
Возможно, после этого шага будет легче глубже осознать “Что для меня значит быть программистом (мужем, сыном, русским и т. д.)?”.
В процессе такого исследования некоторые аспекты СИ уже не покажутся достаточно значимыми, а другие неожиданно будут осознаны как действительно важные. Особенно это относится к глубоким уровням, многие аспекты которых плохо осознаны в западной культуре. Отметим, под осознанием подразумевается не только логический анализ, но и весь комплекс ощущений, чувств, внутреннего опыта, ассоциативных связей и т. д.
Обратите внимание на пересечение уровней СИ.
- Я хочу иметь... такую работу, чтобы хорошо зарабатывать и чувствовать себя мужчиной.
- А что это значит - быть мужчиной?
Довольно часто мы встречаемся с примерами неосознанного замещения уровней СИ.
- Я много работаю, обеспечиваю семью, жену, детей... Настоящий мужчина должен чего-то добиться в работе. Карьера для меня - главное...
А что еще важно для мужчины? Что еще входит в понятие отца? Насколько ваше видение совпадает с видением жены, детей?
Один из выпускников тренинга “Inner Discovery” заметил: “После тренинга я стал больше времени проводить с семьей, стал зарабатывать вдвое меньше, но теперь я чувствую, что такое жить счастливой жизнью. Партнеры меня не понимают”. Другая выпускница после тренинга нашла интересную высокооплачиваемую работу по специальности (хотя в деньгах не нуждалась), после этого быстро разрешились многие семейные проблемы и установились гармоничные отношения с мужем и детьми. До тренинга избыточная энергия, направляемая в семейно-клановый уровень, привела к настоящему аду в семье и предразводной ситуации.
Попытка направить всю или почти всю энергию в одну-две области СИ упрощает жизнь. Трудоголикам проще, так как им достаточно думать только о работе, осознавать только то, что связано с работой, и т. д. Однако такая система резко обедняет личность и часто делает структуру неорганичной и нестабильной.
Направление энергии с одного уровня на другие может иметь и конструктивный характер. Так, если человек переживает серьезные проблемы в семье и не может их разрешить, разумно направить энергию в область работы, религии или секса. Как уже отмечалось это может быть как конструктивным, так и не конструктивным, в зависимости от конкретной ситуации и степени ее осознанности.
Более полное осознание своих уровней самоидентификации позволяет как бы размыть границы уровней и обеспечить более естественный баланс энергии между ними. Человек перестает следовать жестко заданным идентификационным стереотипам и начинает воспринимать свою структуру СИ более целостно.
Такая трансформация соответствует переходу из состояния b) в состояние a) на рис. 6.
Один из способов прояснения уровней и границ СИ заключается в исследовании вопроса о том, кем мы могли бы себя представить (“Я допускаю, что я мог бы быть и ...”).
- Я - программист. Я могу представить себя библиотекарем, продавцом, менеджером.
- А дворником или лесником?
- ...Возможно, да.
- А милиционером?
- Никогда!
- Почему именно?
Интересно осознать, насколько мы можем почувствовать, встать на позицию другой СИ. Можете ли вы на несколько мгновений ощутить себя солдатом, врачом, священником, американцем, чеченцем, человеком противоположного пола, тигром...
Разумеется, эта новая идентификация необязательно должна вам нравиться. Достаточно знать свои границы и осознавать сущность этих границ. (Я не хотел бы быть женщиной, потому что...; я не хочу работать бандитом, потому что...)
Иногда в процессе такого исследования можно сделать интересные открытия. Так, один бизнесмен обнаружил, что мог бы уехать в другую страну и работать фотографом, что его полностью бы устроило. Это дало ощущение большей уверенности в себе даже в условиях нестабильного финансового состояния.
В другом примере женщине, директору крупной фирмы, было рекомендовано на несколько дней полностью сменить имидж. Ходить в джинсах или рискованных платьях, посетить рок-концерт и т. д. Эта рекомендация оказалась очень большим вызовом для пациентки, так как она привыкла идентифицировать себя вполне определенным образом, и это однозначно отражалось и в одежде, и в способе проводить время, и во всем остальном. Однако выполнив все предписания, пациентка смогла по-новому осмыслить ситуацию, находящуюся уже долгое время в тупике, и принять важные решения в жизни и бизнесе (как оказалось впоследствии, вполне адекватные и крайне своевременные).
Больший уровень свободы в СИ делает личность более творческой и позволяет находить решения вне сложившихся стереотипов. Альберт Эйнштейн считал, что каждые пять лет физик должен менять сферу исследований. Многие крупные писатели сменили целый ряд профессий.
Наконец, очень важно подойти к осознанию духовного уровня СИ. Подробное обсуждение того, какими методами этого можно добиться выходит за рамки данной статьи. Некоторые подходы духовного развития изложены в [1 - 3]. Важно отметить, что модель уровней СИ может быть с успехом использована и в контексте духовного развития.
Один из нетривиальных способов подойти к духовному уровню самоидентификации - осознанно пройти через все уровни СИ сверху вниз.
Таким образом, мы как бы используем уровни СИ в качестве ступенек для прохода вглубь. Описание одного из вариантов такого процесса вы найдете в Приложении (Процесс 1)
Истинно духовный путь отличается тем, что жесткие структуры СИ “размягчаются” и в конечном итоге исчезают. С позиции КТИ необходимость такой “дезидентификации” связана с разрушением экранов и облегчением доступа к духовному уровню сознания. Путь полного отказа от СИ является, по-видимому, далеко не самым простым, но именно он может дать возможность быстрого глубинного прохода к духовным слоям. Описание такого прохода можно найти в книге Германа Гессе “Сиддхартха” (см. Лирическое отступление 4).
В терапии различных проблем, связанных с кризисом самоидентификации, а также в методиках личностного развития можно применять следующие подходы:
ipd.jktales.org | Карта | | Открытки |