| ||||||||
|
В настоящее время в психологической науке в качестве основных парадигм выступают две: естественнонаучная (объясняющая) и герменевтическая (понимающая). Естественнонаучное крыло психологии явно или завуалировано предполагает редукцию и фокусируется на сходстве нашего вида с другими. Герменевтическая психология фокусируется на отличиях нашего биологического вида от других. Между двумя "полупсихологиями" существует конфликт, и перевод с языка одной парадигмы на язык другой затруднен, хотя рассматриваемый предмет может быть один и тот же. В предлагаемой модели типов личности предпринята попытка объединить подходы двух парадигм. Одним из направлений герменевтической психологии является персонология (теории личности). Как в психологии в целом, в персонологии единство мнений в определении личности, отсутствует. Каждый из общепризнанных теоретиков определяет личность несколько по-своему. Большинство определений, однако, сходятся в следующем :
|
Модель, изложенная в данной статье, исходит из того, что личность — это психическое образование, тесно связанное с индивидуальностью, но не идентичное ей, которое:
И, наконец, что существуют группы людей, отдающие предпочтение сходным стратегиям взаимодействия или, другими словами, относящиеся к одному и тому же типу личности. Типы личности должны быть универсальны, то есть, не обусловлены конкретным обществом.
Требование универсальности при моделировании личности возвращает нас к крылу естественнонаучной психологии. Плодотворные идеи предлагает эволюционный подход, который стал бурно развиваться в последние годы XX века. Согласно этому подходу, многие феномены человеческого поведения можно объяснить наличием врожденных эволюционных программ у представителей нашего вида. Действие эволюционных программ хорошо просматривается в полоспецифическом поведении. Следует отметить, что большинство моделей полоспецифического поведения у человека и других видов весьма похожи, хотя, разумеется, отличия, обусловленные интеллектуальным развитием нашего вида, также имеются.
Половое размножение стало господствующим около 400 млн. лет назад, и весь
этот период времени оттачивались программы и стратегии, направляющие живые организмы
на выполнение задачи своего пола. Эволюционная задача самки—произвести потомство
от лучшего самца. Эволюционная задача самца —как можно более широко репродуцировать
свои гены, достичь эволюционного бессмертия. Каждый пол генетически запрограммирован
на решение своих полоспецифических задач и действует так, словно имеет четкие
инструкции, предписывающие определенный тип поведения . Будем называть эти инструкции
эволюционными программами, а предписываемые ими модели поведения —эволюционными
стратегиями.
Концепция эволюционно стабильной стратегии введена М. Смитом.
Этих стратегий придерживаются все члены данной популяции, их невозможно улучшить,
а отклонение от них наказывается отбором
Для перевода этих понятий с языка естественнонаучной психологии на язык герменевтической требуется ввести их смысловые аналоги применительно к личности. В данной модели предлагается использовать аналоги: "ипостась" и "паттерны поведения ипостаси". Ипостась — это зародыш личности человека как представителя своего пола, аналог врожденной эволюционной программы. Паттерны поведения ипостаси — аналог набора врожденных эволюционных стратегий, предписываемых конкретной эволюционной программой, которые адаптированы к общественно-историческим условиям.
Женские эволюционные программы и стратегии
1. Сохранить себя . Решением этой задачи занимается инстинкт самосохранения,
который, вероятно, у женщин развит сильнее, чем у мужчин. В генах женщин словно
записан "принцип незаменимости самки", который гласит, что даже если в популяции
останется один самец, он способен оплодотворить всех самок, и популяция сохранится.
Если же останется одна или несколько самок, популяция исчезнет.
(*) Впервые принцип «незаменимости самки» был сформулирован
в 1948 году Ангусом Бейтманом (A.Bateman), и после этого неизменно подтверждался
этологами и социобиологами
Стратегии программы
Убегать, прятаться, пережидать, "мимикрировать" (сливаться с окружающей средой), имитировать поведение детеныша, нуждающегося в защите и прокорме.
Психическое образование с "записью" этой программы и стратегий будем именовать ипостасью Х1.
2.Привлечь сексуальных партнеров. Реализуется через передачу сигналов сексуальной заинтересованности.
Стратегии программы
Кокетство, которое адресуется всем представителям сильного пола с целью приобрести как можно больше поклонников, чтобы было из кого выбирать. Поддержание сексуальной привязанности мужчины (постоянная готовность к сексуальным контактам — уникальный феномен, встречающийся практически только у нашего вида).
Психическое образование с "записью" этой программы и стратегий будем именовать ипостасью Х2.
3.Выбрать лучшего кандидата в отцы и мужья.
Стратегии программы
Возбуждать ревность и сталкивать мужчин между собой; конкурировать с мужчинами, чтобы выявить победителя; переманить партнера у другой женщины, используя различные завуалированные маневры и манипуляции; найти замену партнеру в случае его потери или несостоятельности.
Психическое образование с "записью" этой программы и стратегий будем именовать ипостасью Х3.
4. Воспроизводство, жизнеобеспечение и защита потомства. Материнская эволюционная программа является финальной и наиболее ответственной изо всех четырех. Три предыдущие носят в каком-то смысле обслуживающий характер.
Стратегии программы
Гнездование, поддержка домашнего уюта; стремление к зачатию; выкармливание, забота и защита потомства.
Психическое образование с "записью" этой программы и стратегий будем именовать ипостасью Х4.
Мужские эволюционные программы и стратегии
1. Обретение права на сексуальную реализацию. В группе социальных животных, когда детеныш мужского пола достигает полового созревания, отношение к нему со стороны взрослых резко меняется. У некоторых видов молодые самцы решительно изгоняются старшими. В традиционных обществах подросток, чтобы стать полноценным членом сообщества, должен был пройти обряд инициации.
Стратегии программы
В процессе этого обряда, сопряженного с суровыми испытаниями, от него требуется отказ от амбиций и собственных суждений, подчинение авторитету; подражание; сдерживание агрессивности и при этом стремление выйти за отведенные ему узкие детские границы; вытеснение страхов перед суровым обрядом надеждой, что "все будет хорошо"
Психическое образование с "записью" этой программы и стратегий будем именовать ипостасью Y1.
2.Прельщение. Брачный успех самцов у многих видов животных обеспечивается не столько их конкурентной борьбой с соперниками, сколько способностью воздействовать на эстетические чувства самок.
Стратегии программы
Самовыражение, которое проявляется в демонстрации (вторичных половых признаков, предметов обладания, способностей и талантов), созидательной активности, ухаживании.
Психическое образование с "записью" этой программы и стратегий будем именовать ипостасью Y2.
3.Конкуренция. Борьба с собратьями по виду характерна для самцов позвоночных. У территориальных видов состоятельность самца определяется размером территории, которую он способен захватить и контролировать. У социальных животных поединки позволяют индивидам занять свое место в групповой иерархии. Человек разумный одновременно относится и к территориальным, и к социальным видам, неудивительно, что данная программа работает на протяжении всей жизни мужчины.
Стратегии программы
Самоутверждение, агрессия по отношению к представителям своего пола, стремление к расширению личной территории и более высокому иерархическому рангу.
Психическое образование с "записью" этой программы и стратегий будем именовать ипостасью Y3.
4. Защита "своих от чужих". . У нашего вида к числу высших ценностей относится общее жизненное пространство. Программа защиты предписывает мужчинам территориальное поведение, направленное на охрану общих границ.
Стратегии программы
Слаженные коллективные действия, взаимовыручка, агрессия по отношению к «чужим».
Психическое образование с "записью" этой программы и стратегий будем именовать ипостасью Y4.
Развитие ипостасей
Четырем эволюционным программам соответствуют четыре ипостаси. Ипостаси — это зародыши личности человека как представителя своего пола. Каждая ипостась наделяет личность специфичным набором свойств (поведенческих паттернов), в которых выражаются стратегии соответствующей эволюционной программы. Паттернов поведения значительно больше, чем эволюционных стратегий. Под влиянием внешних факторов эволюционная стратегия модифицируется в форму, на которую в конкретном обществе и среде имеется "социальный заказ". Одна и те же стратегия может быть представлена совершенно непохожими друг на друга формами поведения. Однако, если определить, ради достижения какого результата это поведение осуществляется, вполне можно понять, манифестацией какой ипостаси оно является. Так, вне зависимости от того, какой перед нами дуб: черешчатый, скальный, пробковый, каменный или зубчатый — мы вряд ли ошибемся, предположив, кто каждое это дерево выросло из желудя, а не из шишки.
На развитие ипостасей решающее воздействие оказывают события персональной истории и среда: семейное воспитание, условия социализации, культурные и религиозные традиции, профессиональные и этические нормы, мода и прочие социальные факторы. Если факторы среды создают условия, неблагоприятные для развития конкретной ипостаси, в личности взрослого человека ее свойства представлены будут слабо. Напротив, если предрасположенность к конкретной ипостаси, которая иногда наблюдается в поведении детей, дополнена благоприятными условиями, эта ипостась намного опередит в своем развитии остальные и даже способна полностью их подавить.
Структура и тип личности
В конечном итоге в личности взрослого мужчины или женщины могут быть выражены свойства всех четырех ипостасей, трех, двух или одной. Количественная представленность ипостасей задает структуру личности.
Структура личности | Мужчины | Женщины |
Идеальная | Y1Y2Y3Y4 | X1X2X3X4 |
Триада | Y1Y2Y3, Y1Y2Y4, Y1Y3Y4, Y2Y3Y4 | X1X2X3, X1X3X4, X1X2X4, X2X3X4 |
Доминирующая пара | Y1Y2, Y1Y3,Y1Y4, Y2Y3, Y2Y4, Y3Y4 | X1X2, X1X3,X1X4, X2X3, X2X4, X3X4 |
Доминирующая ипостась | Y1, Y2, Y3, Y4 | X1, X2, X3, X4 |
Тип личности определяется конкретными ипостасями, образующими эту структуру. Идеальный тип, как и все идеальное, почти не встречается в жизни. Типы с триадой характеризуются, скорее, отсутствием свойств четвертой ипостаси, чем другими особенностями. Поэтому модель сфокусирована на типах, имеющих структуру с доминирующей ипостасью и с доминирующей парой.
Параметры, задающие континуум состояний
Особенности каждого типа проще понять, если предположить, что поведенческие и эмоциональные реакции обусловлены состоянием, то есть устойчивым местоположением в пространстве состояний. Модель строилась для решения проблем взаимоотношений, поэтому в качестве параметров, определяющих континуум состояний, в которых может пребывать личность, выбраны следующие:
Установка
Под установкой понимается смыслообразующий вектор, задающий основную направленность внимания и активности человека. В данной модели это ось Отношения — Достижения.
При установке на отношения человек фокусируется на связи с другими людьми, чувство самоценности зависит от качества отношения к нему. Разрыв значимых связей переживается крайне болезненно, одиночество невыносимо. Смысл взаимоотношений для такого человека тождественен процессу отношений. Собственные достижения рассматриваются как следствие способности устанавливать контакты с людьми, которые и выступают реальной ценностью.
При установке на достижения внимание и активность направлены на результат, чувство самоценности зависит от того, чего удалось достичь. Наиболее распространенные цели — статус, собственность, известность, популярность, которая выражается в количественных показателях (число поклонников, фанатов, болельщиков, друзей в соцсетях и т.д.). Смысл взаимоотношений для такого человека тождественен результату, то есть тому, насколько они приблизили его к цели. При установке на достижения разрыв значимых связей переживается легче, поскольку их ценность ниже, чем при установке на отношения
Локус мотивации
Характер сил, формирующих и направляющих мотивацию, определяется положением на оси Эрос — Логос. Эрос — эмоционально-чувственная мотивация, Логос — рационально-рассудочная.
Если локус мотивации сдвигается в сторону Эроса, внимание переносится в область чувственности, повышается эмоциональная контрастность, нарастает импульсивность поведения, нередко актуализуется творческий потенциал, человек стремится к самовыражению.
В области Логоса человеком движет стремление к самоутверждению, достижению статуса в иерархии, он склонен к разумному и предусмотрительному планированию, рациональному поведению.
Стабильность
Параметр, определяющий устойчивость ценностей, самоидентификаций, убеждений,
интересов, принципов, предпочтений и т.п. Ось Хаос — Порядок.
В области Хаоса состояние характеризуется частым смешением внешней и внутренней реальности, размытостью самоидентификации. Обесцениваются ценности, теряются принципы, ориентиры, цели, надежность; возрастает склонность к частой смене занятий, интересов, мест и т.д.
На плоскости Порядка личность пребывает в состоянии полной определенности,
может точно ответить на вопрос "Кто Я?", твердо следует жизненным
принципам, имеет четко очерченные интересы и цели. Возрастает привязанность
ко всему привычному, человек все менее открыт к переменам, общение и действия
приобретают ритуализированный характер, традиционные ценности вызывают все большее
уважение, суждения нередко приобретают характер прописных истин.
Рис.1 Континуум состояний
Традиционно было принято считать, что мужчины ориентированы на достижения, а женщины на отношения; мужчины руководствуются рационально-волевой мотивацией, а женщины — эмоционально-чувственной; мужчины упорядочены, женщины — хаотичны. Представляется, что если в конкретном обществе больше мужчин именно такого типа и женщин именно такого типа, причину следует искать не в поле, а в гендере. Все мужские и женские типы присутствуют в любом обществе любой эпохи, однако "населенность" каждого типа, то есть количество мужчин и женщин, относящихся к определенному типу, неодинаково и зависит от гендерных установок конкретного социума.
Ипостаси в континууме состояний
Чтобы понять расположение в континууме состояний четырех женских ипостасей X1, X2, X3, X4, кратко рассмотрим их особенности.
Ипостась X1 диктует стратегии бегства, сокрытия, мимикрии в социальных отношениях, имитации поведения детеныша, нуждающегося в защите. Эти стратегии предполагают, что социальные связи характеризуются не количеством, а качеством, что говорит об установке на отношения. Чтобы их реализовать своевременно, необходимо получить предупреждающую информацию заранее, то есть обладать развитой интуицией, которое К.Г.Юнг именует иррациональным восприятием [15]. Интуиция может запускать бессознательный поиск решения проблемы и выдавать готовый ответ. Упакованный либо в символ, либо в предчувствие. Тягостные из-за неопределенности предчувствия подстегивают воображение. Поскольку в вопросе выживания лучше перестраховаться, чем проявить беспечность, женщины, принадлежащие к типу X1 склонны преувеличивать реальную угрозу и придумывать вымышленные опасности. Нередко за голос интуиции они принимаются плоды собственной фантазии. Таким образом, ипостаси X1 свойственны иррациональность, тесная связь с бессознательным, опора на интуитивное восприятие, смешение внутренней (фантазийной) и внешней (объективной) реальностей, т.е. правомочно отнести ее к области Хаоса.
Ипостась X2, согласно своей программе, напротив, стремится быть как можно ярче, привлечь как можно больше внимания, приобрести как можно больше поклонников. То есть установка на достижения. Выбор осуществляется чувством, иррациональным суждением, что говорит о ее принадлежности к области Эроса.
Ипостась X3 по своим задачам: выбрать и получить лучшего мужа и отца — ориентирована на результат, то есть также имеет установку на достижения. Женщины этого типа наблюдают, сопоставляют, проверяют и только потом принимают решение о состоятельности потенциального партнера. Рациональность подхода, опора на мышление позволяет отнести этот тип к Логосу.
Ипостась X4, связанная с программой воспроизводства, имеет очевидную установку на отношения. Обеспечение жизнеспособности потомства связано со стремлением к стабильности, осуществление воспитательной функции требует определенности убеждений и воззрений. Опора делается на рациональное, упорядоченное восприятие — ощущения, которые свидетельствуют о благополучии или неблагополучии плода или младенца. Таким образом, ипостась Х; можно отнести к области Порядка.
Воспроизводя аналогичную цепочку рассуждений для мужских ипостасей Y1, Y2, Y3 и Y4, получим следующую картину:
Рис.2 Ипостаси в континууме состояний
Мужские и женские ипостаси, имеющие одинаковое расположение в континууме состояний, назовем аналогами. Они сходны по установке, локусу мотивации и внутренней стабильности. Однако источник различий коренится в разнице мужских и женских паттернов поведения, которые они диктуют.
Предложенная модель используется автором в консультационной практике и тренингах личностного развития. Она:
ipd.jktales.org | Карта | | Открытки |