Карта сайта >ИРЛ / Статьи / Эволюция. Пол. Личность.
ЖЕНСКИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ И ИПОСТАСИ

Юлия Качалова
Рекомендуется ознакомиться со статьей , в которой изложены принципы построения модели.

Эволюционная задача женщины — произвести потомство от лучшего мужчины и обеспечить жизнеспособность детей

В каждого ребенка женщина вкладывает огромные личные ресурсы: девять месяцев носит плод в своем теле, затем мучительно производит на свет и длительное время, пока младенец беспомощен, посвящает ему всю себя. Поэтому каждый ребенок для нее обладает чрезвычайной ценностью, а с уменьшением количества детей последняя лишь возрастает. От детенышей других видов человеческих детей отличает абсолютная изначальная беспомощность и крайне затянутое детство, составляющее почти четверть жизни, в течение которого они дозревают до полноценных взрослых индивидуумов. Именно поэтому женщине, в отличие от самок других видов животных, очень сложно обеспечить жизнеспособность и полноценное развитие своего потомства без посторонней помощи. В тот период, когда мать отдает все собственные ресурсы детям, она нуждается со стороны мужчины как минимум в пище и защите.

Чтобы справиться со своей эволюционной задачей женщине нужно:
1. Сохранить себя. Проявлять достаточно осторожности и осмотрительности, чтобы не погибнуть раньше времени и достигнуть репродуктивного возраста. То же самое справедливо и во время беременности и младенчества ребенка. Нужно по-прежнему сохранять себя, иначе не выживет и ребенок.
2. Привлечь сексуальных партнеров (постараться влюбить в себя как можно больше мужчин). Поддерживать у избранника состояние влюбленности как можно дольше.
3. Осуществить выбор самого лучшего кандидата в отцы и мужья и удерживать его при себе.
4. Зачать, родить, выкормить и сохранить потомство.

Рассмотрим все эти эволюционные программы, диктуемые ими стратегии поведения и ипостаси — бессознательные психические структуры, в которых программы находят свое отражение.

Сохранение себя: ипостась Девы

Решением этой задачи занимается инстинкт самосохранения. У женщин он, по-видимому, развит сильнее, чем у мужчин. По статистике, женщины меньше рискуют собой, меньше подвержены злоупотреблениям, больше заботятся о своем здоровье. В их генах словно записан «принцип незаменимости самки», который гласит, что даже если в популяции останется один самец, он способен оплодотворить всех самок, и популяция сохранится. Если же останется одна или несколько самок, популяция исчезнет. Каким образом сохранить себя?

Есть три проверенных эволюцией способа реагировать на угрозу: прятаться, убегать или защищаться (как вариант — атаковать). Женщины, подобно самкам гоминидов — наших предков, обладают меньшей физической силой в сравнении с мужчинами. Поэтому у них было меньше шансов выжить, выбирая стратегию защиты или нападения. А больше шансов, если успеть убежать и спрятаться. Скорее всего, наши предки в случае угрозы со стороны хищников, поступали, как нынешние бабуины: самки с детенышами, ослабленные и старые самцы убегали и прятались, а наиболее сильные держали оборону. Таким образом, женская стратегия самосохранения — убегать и прятаться.

Чтобы это сделать своевременно, необходимо получить предупреждающую информацию заранее, то есть обладать особым восприятием, способным мгновенно выдавать прогноз относительно развития событий, которое обычно именуют интуицией. Человеческое восприятие функционирует не по принципу наиболее полного отражения реальности, а по принципу фильтрации информации, что защищает мозг от перегрузки. Из огромного количества сигналов, поступающих от внешнего мира, мы воспринимаем лишь узкий диапазон, зато с большой ясностью и детальностью. Интуиция позволяет воспринимать более широкий информационный диапазон, хотя и с меньшей ясностью. Интуитивное восприятие является бессознательным, как работает его механизм неизвестно, но во многих случаях оно спасает жизнь. Естественно, интуиция присуща не только женщинам, однако в повседневной практике представительницы слабого пола чаще утверждают, что полагаются на нее, тогда как мужчины больше доверяют аналитическим процессам.

Интуиция может проявляться в виде мгновенного прогноза развития событий, оформленного в краткий приказ: стой! назад! беги! и т.п. А может запускать бессознательный поиск решения волнующей проблемы и выдавать готовый ответ либо в символическом виде, либо в форме какого-то смутного ощущения. Тягостные из-за своей неопределенности предчувствия обычно подстегивают воображение. Поскольку в вопросе выживания лучше перестраховаться, чем проявить беспечность, женщины, у которых сильнее всего работает эта эволюционная программа, склонны преувеличивать реальную угрозу и придумывать вымышленные опасности. Нередко у них воображение становится превалирующим над восприятием, и вот уже за голос интуиции принимаются плоды собственной фантазии. Чрезмерное усиление этого процесса приводит к психической патологии — фобическим или параноидальным расстройствам. Патология обратного характера — побег в воображаемую реальность, наполненную идиллическими картинками, или в прошлое, туда, где все еще хорошо и спокойно, и ничего не предвещает той тягостной ситуации, которая сложилась в настоящем.

В программе WindowsXP есть полезнейшая возможность. Система записывает собственное состояние в какие-то моменты времени. И если в один незадачливый день с ней происходят неприятности, можно вернуть состояние системы в прошлое, где нынешних проблем не существовало. То же самое можно проделать и с собственным сознанием. Людмила Улицкая в романе «Казус Кукоцкого" описывает этот процесс как развитие болезни главной героини Елены. Когда в отношениях Елены с мужем из-за нелепой ссоры образовалась пропасть, у нее запустились странные процессы забывания. Ее внутренние часы остановилось на той счастливой поре, когда они с мужем обожали друг друга, и семейная жизнь была безмятежной идиллией. От настоящего — растущей дочери, спивающегося мужа, собственного увядания — Елена в своей болезни уходит все дальше. Взрослую дочь она принимает за одиннадцатилетнюю школьницу, новорожденную внучку за свою дочь.

Психическую структуру в сознании женщины, способную проделывать такие вещи, назовем ипостасью Девы. Опорной функцией сознания для ипостаси Девы является интуиция (на нее она более всего полагается и ей руководствуется), тесно связанная с воображением. Последнее может порождать мнимые опасности или идиллические картинки, куда женщина переносится из реальности, если та ее не устраивает. Ипостась Девы проявляется в специфических свойствах личности и выборе стратегий «сохранения себя» (умении убегать, прятаться, пережидать, мимикрировать).

Архетип Девы

В греческой мифологии архетип Девы олицетворяет Персефона, которую также именуют Корой — Изначальной Девой. Персефона предстает в двух образах: юной дочери Деметры, похищенной Гадесом , и величественной владычицы подземного мира. Этот архетип отражает два аспекта ипостаси Девы. С одной стороны, Кора — как зарождение женственности, потенциал прекрасного цветка, заключенного в бутоне; наивная и беспомощная девочка. С другой стороны, Персефона, Богиня-жизни-в-смерти, дарующая надежду на возрождение, благодаря тому, что проводит часть времени в царстве мертвых и вновь возвращается в мир живых. Кора-Персефона — наиболее загадочный персонаж элевсинских мистерий, проводившихся на протяжении двух тысяч лет, которые были посвящены ей и ее матери Деметре.

Привлечение сексуальных партнеров: ипостась Первоженщины

Эта задача в природе реализуется по-разному самками и самцами. Брачный успех самцов у многих видов животных обеспечивается не столько их конкурентной борьбой с соперниками, сколько способностью воздействовать на эстетические чувства самок. И активный пол вовсю занимается прельщением, демонстрируя дамам:

У дам же чувство прекрасного порой доходит до крайности. Например, у птичек «южноафриканского вида Chera progne самка немедленно покидает самца, если он случайно потерял длинные хвостовые перья, которыми украшал себя в брачный период» [9, с. 235].

В свою очередь, самки не демонстрируют ничего, кроме завуалированного сексуального интереса. Понаблюдаем вместе с Конрадом Лоренцом за серыми гусями:
«Влюбленная юная самка никогда не навязывается своему возлюбленному, никогда не бегает за ним; самое большее — она «как бы случайно» находится в тех местах, где он часто бывает. Благосклонна ли она к его сватовству, гусак узнает только по игре ее глаз; причем, когда он совершает свои подвиги, она смотрит не прямо на него, а «будто бы» куда-то в сторону. На самом деле она смотрит прямо на него, но не поворачивает головы, чтобы не выдать направление своего взгляда, а следит за ним краем глаза, точь-в-точь как это бывает у дочерей человеческих». [10, с. 258].

Что до дочерей человеческих, то последние обладают весьма богатым арсеналом сигналов, свидетельствующих о сексуальной заинтересованности. К ним относится «особый взгляд» (легкая улыбка, опущенные веки и взгляд в сторону); одежда (мини-юбки, декольте, колготки в сеточку, туфли на каблуке и т.д.); использование украшений, косметики, духов, маникюр, педикюр, окраска волос и прочие ухищрения, которым несть числа. Если женщина, пусть раскрасавица, не накрашена, не на каблуках, одета в брючный костюм мужского покроя, мужчины не обращают на нее особого внимания. Зачем, если она сигнализирует об отсутствии сексуального интереса?

По своей котировке у сильного пола сигналы, обусловленные модой, значительно уступают сигналам, заложенным природой, т.е. женскому кокетству. Для иллюстрации хочу привести такой эпизод. Несколько лет назад на женский тренинг приехала молодая особа по имени Ася. Такую фигуру, как у нее, можно увидеть только на афишах о соревнованиях по бодибилдингу. Тренинг Ася решила посетить, чтобы разобраться, почему у нее совершенно не складывается с мужчинами, если с фигурой все в порядке. Ася рассказала, что десять лет назад она была рыхлой толстушкой, насмешки сверстников больно задевали ее, и она решила «сделать себя». Годы, проведенные в изнурительных тренировках, принесли плоды. Теперь Асю распирало от гордости, и она с большим энтузиазмом поучала других женщин, как им «сделать себя». Группа восхищалась фигурой Аси и ее силой воли, но почему-то ни у кого не возникло желания последовать Асиному примеру. Более того, даже когда Ася сидела вместе со всеми, вокруг нее словно образовывался вакуум.

На тренинге есть веселое упражнение: половина участниц переодевается в брюки и галстуки и на некоторое время превращается в «мужчин», вторая половина облачается в красивые женские наряды, после чего разыгрывается общение «мужчин» и женщин на дискотеке, затем игровой опыт анализируется и сопоставляется с реальной жизнью. Ася надела узкое блестящее платье с глубоким декольте, прекрасно облегавшее ее фигуру, туфли-шпильки и колье. Выглядела она необычайно эффектно. Увы! За время упражнения к ней не подошел ни один «мужчина». Почему? Очень просто: «квазимужчины» (как и мужчины в реальной жизни), реагировали на различные знаки, которые подавали им женщины: смеющиеся взгляды, зажигательные движения в танце, приветливые улыбки. Ася же все отведенное на упражнение время самодовольно прохаживалась по залу, изображая музейный экспонат, на котором написано «не приближаться», «руками не трогать». Именно это и считывалось. А платье, шпильки и колье, хотя важны, но вторичны.

Кокетство—настоящее искусство, присущее женщине с рождения, а его полное отсутствие в поведении рождает подозрение о нездоровье. Человек, ослабленный болезнью или депрессией, не проявляет ни сильных чувств, ни сексуального интереса. Чрезмерное же кокетство вызывает сомнения насчет востребованности женщины и ее доступности. В общем, здесь, как везде, самым важным является чувство меры. Притягательная женщина, с одной стороны, посылает сигналы сексуальной заинтересованности, с другой, удерживает мужчин на приличной дистанции. Ее кокетство адресуется всем представителям сильного пола (естественно, когда она влюбляется, ситуация меняется), бессознательно она стремится приобрести как можно больше поклонников, чтобы было из кого выбирать. Выбирать можно разными способами. Прежде всего — чувством, которое представляет собой активное эмоциональное суждение, свидетельствующее что избранник обладает важными качествами. Правда, суждение это иррационально, и порой ни окружающим, ни самой женщине не ясно, что такого она в нем нашла. Если он — царь Соломон или Шварцнегер — выбор ее всем понятен. Как и выбор упомянутых во введении калифорнийских студенток. Но ведь бывает, что девушка влюбляется не в миллионера, а в щуплого, очкастого, бедного студентика. А вокруг нее вьется полно пацанов покруче: мускулистых и при деньгах. Как ее понять? А так: проходит пара десятков лет, и щуплый юноша превращается во владельца заводов, газет и банка до кучи. А те, которые были «покруче» работают его шоферами и охранниками. Или наш студент просто неплохо зарабатывает мозгами: живет в Европе или в США, имеет собственный дом, путешествует по миру, и все у него не хуже чем у людей. И даже лучше, чем у очень многих. А бывшие «покруче», по-прежнему в шоферах и охранниках.

Аплодисменты! Чувства девушку не подвели — ее провидческое сердце обнаружило в бедном студенте высокий потенциал и помогло его реализовать. Но вот другая судьба.

Девушка влюбляется в соседа Васю — хама и дебошира с судимостью. Родители и подруги дружно ее отговаривают: «Оставь ты Васю, вон вокруг сколько нормальных парней!» А девушка стоит на своем: «Люблю, хоть тресни!». Проходит пара десятков лет. Не работающий алкоголик Вася живет за счет жены, регулярно ее избивает, дети запуганы, в доме нищета. Как понять такое? Чувство девушки ошиблось и сыграло с ней злую шутку? Ведь с самого начала и ей, и окружающим было очевидно, что у Васи за душой — ничего, кроме наглости, агрессивности, желания угнетать тех, кто рядом, и жить за их счет.

Поскольку выбор «васи» не является единичным случаем, можно предположить, что именно эти качества бессознательно расцениваются некоторыми девушками как высокий ранговый потенциал избранника. Оценка, кстати, совершенно справедливая, просто для общества неандертальцев, а не того, в котором сейчас живем мы с вами. Однако, с эволюционной точки зрения, то, что кажется ненужным сегодня, может прийтись к месту завтра. Вдруг случится глобальная катастрофа, и одичавшие людские остатки вернутся к пещерному образу жизни. Тогда «васины» гены придутся очень кстати, поэтому не стоит их выбраковывать. Воистину сердце женщины не ошибается, а то, что она сама и ее дети несчастны, эволюцию ничуть не волнует: важно сохранение вида, а не счастье индивида.

Вопрос к читательнице: вас лично вдохновляет столь высокая эволюционная миссия? Если да, вы — героическая женщина, эволюция Вас не забудет! Если нет, вы — разумная женщина.

Остается лишь обратить внимание на хорошо известный факт, что чувства женщины сцеплены с ее сексуальным откликом (который не следует путать с кокетством). Чем более сильные чувства вызывает в ней мужчина, тем больше ее к нему влечет. Секс с любимым мужчиной доставляет женщине наибольшее удовлетворение, хотя любимый может и не быть сексуальным гигантом. С точки зрения эволюции, это вполне понятно. Однако, в любой программе (даже созданной фирмой «Microsoft») случаются поломки. У части женщин утрачен контакт с чувствами, а половое влечение становится неизбирательным, что ведет к вырождению человеческой породы.

Психическую структуру, отражающую программу привлечения сексуальных партнеров, в ведении которой — чувственность, эмоциональность, сексуальность, назовем ипостасью Первоженщины. Опорной функцией сознания для Первоженщины является чувство, которое направляет ее половое влечение (при сбое программы последнее становится индифферентным и перестает служить своей эволюционной задаче). Ипостась Первоженщины проявляется в специфических свойствах личности женщины, в кокетстве и других способах передачи сигналов сексуальной заинтересованности.

Архетип Первоженщины

В греческой мифологии архетип Первоженщины представлен богиней любви Афродитой. Образ красавицы, возникающей из Хаоса и танцующей на поверхности моря, встречается повсеместно: Афродита, Иштар, Астарта, Аштарот — суть одно. Афродита долгое время почиталась верховным божеством в Коринфе, Спарте, Фессалии и Афинах. Но в период развитого патриархата эллины попытались принизить ее значение и подчинить мужским божествам. Однако изобразить подчинение удалось с большой натяжкой — мифы о деяниях Афродиты показывают, что она всегда поступала, руководствуясь только собственными желаниями, а не чьей-то волей. Олимпийские владыки были бессильны перед Афродитой: злились на нее, возмущались ее распущенностью, ревновали и... Отступали перед ее чарами, а гнев свой направляли друг на друга, что совершенно естественно, с точки зрения эволюционных программ.

Важный аспект Афродиты — богиня смерти-в-жизни — зеркальное отражение Персефоны как богини жизни-в-смерти. В этом качестве у Афродиты много имен, слабо совместимых с ее привлекательностью: Меланида («черная»), Скотия («темная»), Андрофонос («мужеубийца»), Эпитимбия («могильная»). Эти имена отражают архетипическую связку любовь — смерть (эрос —танатос).

В индийской культуре архетип Первоженщины представлен образом Кали. Как богиня любви и сексуальности Кали иногда отождествляется с понятием шакти, которое переводится просто как энергия, без которой не существовало бы физического мира (а мужская триада верховных божеств индуистского пантеона — Брахма, Шива и Вишну — оставались бы только непроявленными трансцендентными принципами). Подобно Афродите, Кали содержит разрушительный аспект, приводящий к безумию и уничтожению.

Выбор лучшего партнера: ипостась Подруги

Чувство как критерий выбора первично, но чересчур иррационально, чтобы слепо на него полагаться. Что-то к «васе» тянет, но…... Вполне возможно, «что-то» — это качества, потенциально полезные в случае резкого регресса человечества. «Почему именно я должна их сохранять? — спрашивает себя разумная женщина и отвечает — Нет уж! Невзирая на мое влечение к Васе, вряд ли он обеспечит лично мне и моим детям счастливую жизнь». Но это — если женщина действительно разумная. Вроде голливудской кинозвезды, которая честно признавалась журналистам: «Я никогда не вступала в брак ради денег. Прежде, чем выйти за миллионера, я обязательно в него влюблялась». Автору известно немало женщин, следующих этому трогательному примеру союза разума и чувства.

Итак, разумная женщина наблюдает, сопоставляет, проверяет и только потом принимает решение. Вся эта долгая процедура относится, естественно, не к собственным чувствам, а к состоятельности потенциального партнера. Эволюционные стратегии такой проверки в мире животных:

Пожалуйста, не говорите: «Какое отношение это имеет к нам?! Мы же — люди!» Пример литературный — бестселлер Януша Вишневского «Одиночество в сети». Перед героиней дилемма: с кем продолжать свою жизнь: с мужем или с любовником. Муж — черствый, невнимательный, бессердечный, холодный и так далее. Короче, успешный бизнесмен. Любовник — интеллектуальный, образованный, обладатель преданного сердца, понимающий женскую душу. Ну и просто восхитительный любовник.

Кого бы выбрали вы, читательница? Кто из них более состоятелен?

Задумались, ага? А героиня — незатейливая блондинка, задающая вопросы в ключе «онанировал ли Эйнштейн» — решила проблему самым простым и проверенным эволюцией способом. После секса сперва с мужем, после с любовником, с ней случилась беременность. Выяснила, от кого она беременна, на том и остановила свой выбор. А вы говорите: какое отношение это имеет к нам?! Самое непосредственное.

Ипостась, отвечающую за стратегии выбора наилучшего партнера (его переманивание, удержание, укрепление его статуса, поиск ему замены и т.д.) назовем Подругой. Ей присущ изощренный ум в духе мастера детективного жанра, использование завуалированных психологических маневров и манипуляций. Как в анекдоте:

«Поздним вечером Ваня и Маня идут по улице.
— Я ужасно боюсь, Вань, — говорит Маня.
— Чего же ты боишься?
— Боюсь, что ты захочешь поцеловать меня.
— А как я могу поцеловать тебя, когда у меня в каждой руке по ведру, а под мышками по курице?
— Я боюсь, что ты поставишь ведра, положишь на них кур и затем поцелуешь меня»
.

Подруга опирается на разум, ее воображение связано с конкретными целями и планами и является логическим развитием ситуации. Иногда Подруга идет на лобовую конкуренцию с мужчинами. Выражение сопротивления, чтобы сильнейший сумел его преодолеть, — еще одна женская прастратегия. В мифах разных народов можно найти образ богатырки, не уступающей по силе, скорости, ловкости и боевому искусству мужчине. В Греции — это охотница Атланта, победившая Калидонского кабана. В скандинавском эпосе — великанши, превосходящие по силе богов — асов. В русских народных сказках образ Девы-Богатырки встречается весьма часто. Она побивает рати и ждет, пока найдется тот, кто сможет победить ее.

Архетип Подруги

Архетип Подруги в греческой мифологии представлен Афиной—богиней мудрости, ремесел и войны. Ей приписывают многие изобретения, а также обучение людей искусству счета и различным ремеслам. Будучи богиней войны, Афина предпочитала решать споры и утверждать закон дипломатическим путем. Но, если дело доходило до сражения, она никогда не оказывалась побежденной. Не было противника, превосходившего ее в стратегии и тактике. Афина — это прозорливость плюс трезвый расчет. Она прекрасно умеет выстраивать политическую игру: определяет ключевые фигуры, делает их своими сторонниками и опирается на них в достижении целей. Поэтому греческие правители и военноначальники обращались за советом именно к ней.

В легендах об Афине обращает на себя внимание то, что она пришла в мир из головы Зевса, причем взрослой и в полном вооружении. Ребенком она не была, своей матери — мудрой титаниды Метиды —не знала. У Афины отсутствует глубинная связь с матерью, а через нее —и с женщинами вообще. Афина— богиня девственница, хотя явно предпочитает мужское общество. Ее увлекают дела мужчин, военно-политические предприятия богов и героев, а не сами мужчины как личности. Она с готовностью помогает героям, к которым благоволит, но сердце ее свободно от диктата страстей и чувств. По сути, она асексуальна.

К теневым аспектам богини относится зависть, проявившаяся в истории с Арахной. Лидийская царевна Арахна была непревзойденной ткачихой, и Афина позавидовала ее мастерству. Рассматривая полотно, на котором Арахна выткала любовные похождения олимпийских богов, Афина страшно разгневалась — не столько из-за крамольности сюжета, сколько из-за безупречности исполнения — и разорвала полотно на части. Когда Арахна в горе повесилась, Афина, по «доброте душевной», не дала сопернице умереть, а превратила ее в паука — насекомое, которое несчастная царевна ненавидела более всего. Кроме зависти, Афине присуще коварство, в полной мере проявившееся в троянской войне, где Афина выступала на стороне греков. Кроме того, ей присущи свойства Горгоны — чудовища, чей взгляд превращал людей в камень. Афина носила эгиду — магический щит, украшенный головой Медузы Горгоны, то есть использовала свойства чудовища.

Воспроизводство и жизнеобеспечение потомства: ипостась Матери

Программа воспроизводства включает такие подпрограммы как стремление к «гнездованию» и заботу о домашнем очаге; стремление к зачатию; выкармливание и защиту потомства. Их психическое отражение назовем ипостасью Матери. Материнская программа является финальной и наиболее ответственной из программ, направленных на решение эволюционной задачи женщины. Три предыдущие программы носят в каком-то смысле обслуживающий характер. Некоторые из их стратегий служат исключительно задаче обеспечить помощь мужчины ради выживания потомства. Так, ипостась Девы для удержания партнера бессознательно демонстрирует детское поведение и потребность в опеке — на какую-то часть представителей сильного пола это действует безотказно. Ипостась Первоженщины не позволяет ослабнуть сексуальному интересу партнера к себе. Стратегии Подруги были рассмотрены выше. Стратегия собственно ипостаси Матери сводится к «уюту домашнего очага». То есть к созданию комфорта, который мужчине не хочется терять, побуждению вкладывать энергию в гнездо и птенцов. Как хорошо известно, чем больше вкладываешь, тем больше ценишь.

Материнская программа может вступать в конфликт с инстинктом самосохранения. Например, стремление к зачатию в естественной природе неизбежно приводит к беременности — периоду наибольшей уязвимости для самки — и последующим родам, сопряженным с непосредственным риском для жизни. Для женщины беременность и роды — тоже личный риск и весьма болезненный процесс. Другой пример конфликтующих программ — защита потомства и самосохранение. У большинства видов млекопитающих ответственность за детей обычно лежит на матери. Спасая детенышей, даже самые кроткие самки исполняются неистовой отваги, забывают о собственной безопасности и вступают в смертельную схватку с врагом.

У животных в случае конфликта программ всегда побеждает программа воспроизводства. У людей все, конечно, не столь однозначно. Влияние этой программы со всей очевидностью просматривается в ситуациях, когда женщина стремится забеременеть, невзирая на медицинские противопоказания. Или, узнав о неожиданной беременности и не имея поддержки со стороны мужа, семьи и средств к существованию, жаждет ее сохранить не из морально-религиозных соображений, а лишь потому, что очень хочется ребеночка.

Выкармливание потомства связано со специфическим поведением самок, которое Брэм в своем труде «Жизнь животных» называет «сострадательной заботой». Например, если к кошке, кормящей детенышей, приблизится собака или другая кошка, мать с бешенством кидается на них. Зато кормящая кошка выказывает сострадание к слабым. Немало примеров, как кошки кормили молоком щенят, кроликов, белок и даже крыс с мышами. И отнюдь не только кошки. Истории Маугли, легендарных Ромула и Рема, Париса и других героев, вскормленных волчицами и медведицами, вряд ли выдуманы без реального основания.

Как показывают эксперименты, в человеческом обществе женщины чаще, чем мужчины, демонстрируют проявление сострадательной заботы. Это совершенно не значит, что нет сострадательных мужчин и черствых женщин, но, в среднем, так наблюдается. Женщина проявляет сострадательную заботу не только в период кормления младенца. Она может вообще не иметь собственных детей, например, быть монахиней и, как Мать Тереза, заботиться о слабых, беззащитных и нуждающихся. Не зря благотворительность — преимущественно женское занятие. Такое расширение сферы приложения сострадательной заботы эволюционно обусловлено уже упомянутой проблемой: длительной беспомощностью человеческих детенышей и огромной сложностью для матери обеспечить выживание и полноценное развитие потомства без сторонней поддержки. Когда нет помощи со стороны мужчин, женщины кооперируются друг с другом. В этом источник женской солидарности, тогда как предыдущая программа — основа женской конкуренции.

Женская солидарность — не миф и не объединение против «общего врага», как высказался в 90-е годы Никита Михалков. Приглашенный на одну из женских конференций, он начал выступление со слов: «Против кого дружим, девочки?» Женская солидарность — это объединение не «против», а «за». За защиту потомства, которое не поднять в одиночку. Женщина, у которой сильна материнская программа, скорее всего, поддержит другую женщину. Конечно, если их интересуют разные мужчины.

Во время беременности основное внимание сосредоточено на ощущениях, которые сигнализируют о состоянии благополучия или неблагополучия. Младенчество ребенка — вновь концентрация на ощущениях — чуткая настройка на потребности малыша. Таким образом, опорной функцией сознания для ипостаси Матери является сенсорное восприятие, для Девы — интуитивное, для Первоженщины — чувство, для Подруги — мышление.

Архетип Матери

Следы почитания Богини—Матери можно отыскать в любой древней культуре. Она предстает в двух аспектах — доброжелательном и устрашающем. Великая Мать порождает материальный мир и является источником плодородия почвы, людей и животных, но она же — источник хаоса и смерти.

Порождающий статус Великой богини, связанный со становлением и вскармливанием, как правило, представлен образом Матери—Земли. В греческой мифологии — это богиня Деметра. Деметра была доброй и веселой богиней до того момента, как владыка подземного царства Гадес похитил ее дочь Кору. Узнав о похищении, Деметра запретила деревьям плодоносить, а травам расти, из-за чего вся жизнь оказалась на грани вымирания. Олимпийские владыки всполошились и направляли к Деметре посланника за посланником с просьбой снять проклятие. Но Деметра была непреклонна: или ей вернут дочь, или все живое умрет. Наконец, с помощью матери Деметры было достигнуто соглашение, что три месяца в году Кора будет проводить в подземном царстве в качестве супруги Гадеса, а остальные девять месяцев может пребывать на земле вместе с матерью.

Что обращает на себя внимание в мифах о Деметре? Во-первых, у нее никогда не было мужа, все дети богини рождены от разных отцов. Во-вторых, связь Деметры с любимой дочерью — узы, крепче которых ничего нет — а также ее связь со своей матерью, чье посредничество повлияло на решение Деметры снять проклятие. То есть, в отличие от Афины, связь поколений по женской линии. В третьих, именно Деметра определяет и контролирует судьбу дочери. Чрезмерное усиление этого свойства приводит к устрашающему аспекту архетипа (мать-тьма). Он представлен в русских сказках в образе Бабы Яги, стремление которой пожрать любого, кого угораздило оказаться в ее избушке, сродни стремлению деспотичной матери запихнуть дитя обратно в свою утробу.

В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ: РАЗВИТИЕ ИПОСТАСЕЙ

Большая или меньшая предрасположенность к конкретной ипостаси может быть врожденной, по крайней мере, в поведении некоторых детей она обнаруживается уже в ранние годы. Понаблюдаем за группой девочек трех-пяти лет. Довольно быстро мы заметим, что одни склонны к послушанию, стеснительны, часто пугаются, слишком насторожены в общении с незнакомыми людьми (ипостась Девы). Другие с удовольствием наряжаются, украшают себя, жаждут быть в центре внимания и всеми силами стараются его привлечь. Когда их просишь прочитать стишок, спеть или станцевать, они сперва обязательно чуть-чуть пококетничают, а потом с радостью покажут, на что способны (ипостась Первоженщины). Третьи могут часами пеленать, укачивать и кормить своих кукол, с готовностью помогают по хозяйству и гордятся, когда им поручают «ответственную» домашнюю работу (ипостась Матери). Четвертые любознательны и деятельны; их игры, включая игры в кукол, всегда связаны с приключенческими сюжетами. Просто так, без сюжета, они кукол не баюкают — скучно (ипостась Подруги).

Дальше со стороны взрослых — семьи и социальных институтов — начинается процесс воспитания у ребенка полоролевого поведения. В ходе воспитательного процесса естественное развитие ипостасей может стимулироваться, а может подавляться. Если какая-то ипостась последовательно и категорично осуждается, ребенок со временем научится блокировать ее сигналы. Обратный процесс: ипостась, к которой имелась врожденная предрасположенность, получает самое активное поощрение, и ребенок усиливает ее проявления. В итоге она получает чрезмерное развитие и начинает доминировать в личности.

Помимо семьи и родительских примеров, огромное влияние на развитие/торможение развития ипостасей (формирование соответствующих кластеров на адаптативном уровне сознания) оказывают культура и социум. В христианской традиции у женщины одобряются ипостаси Матери и Девы, причем в православии предпочтение отдается Матери (Мария обожествляется в роли Богородицы), а в католицизме — Деве (к Марии обращаются как к Пресвятой Деве). В советский период наряду с Матерью получила признание ипостась Подруги. Женщина стала восприниматься в качестве бесполого товарища по идеологической борьбе и коммунистическому строительству. Секса, как известно, в СССР не было, зато высокие чувства были. После перестройки ситуация поменялась с точностью до наоборот: секса стало много, высокие чувства сошли на нет. Сегодня средства массовой информации активно пропагандируют ипостась Первоженщины, правда, в эволюционно—ущербном проявлении.

Можно говорить об актуализации ипостаси, когда она начинает окрашивать психическую реальность, то есть ощущения, чувства, мысли, желания в собственные тона и определяет поведение в ключе своих эволюционных стратегий. Вот четыре девушки, вступившие в пору ранней юности. Понаблюдаем за ними.

Алена одевается подчеркнуто сексапильно, постоянно кокетничает с мальчишками и молодыми людьми, кружит головы, подсчитывает поклонников. Воздыхателям, которые в ее «активе», раздает небольшие авансы, того же, кто ее не замечает, непременно пробует соблазнить. Ведет себя с ним эпатажно и вызывающе, демонстрирует свою популярность у других юношей. Ей нужен, конечно, не секс. Ловкое изображение чувственности — лишь инструмент, чтобы влюбить в себя как можно больше юношей и мужчин. Жизнь Алены полна амурных приключений, которые совершенно не затрагивают глубин женской сексуальности. Однако девушка увлечена ими и не думает ни о чем, включая последствия приключений, которые могут быть весьма рискованными. Думать скучно, а быть в кипении страстей, здесь и сейчас — весело!

Лариса полна неясных мечтаний, предчувствий, предощущений грядущей жизни. Туманная неопределенность жизненного пути ее слегка пугает. Если бы нашелся кто-то, кто полюбит ее по-настоящему, до гроба. Ну, который на белом коне... И вот Лариса влюбляется. Всерьез и надолго, но совсем не так, как легкомысленная Алена. Лариса влюбляется в свою мечту о влюбленности, спроецировав ее чей-то образ. Ее влюбленность обособлена от своего объекта, девушка не имеет никакого желания действительно сблизиться с ним. Бурные, всепоглощающие эмоции Ларисы питаются исключительно собственной фантазией. При этом реального юношу, преданного ей до гроба, Лариса не замечает. Помимо фантазийного образа, ее легко может увлечь какой-нибудь неудачник, ловко изображающий «рыцаря без страха и упрека». Особенно, если доходчиво объяснит Ларисе, как глубоко он страдает от всеобщего непонимания, и только в ней одной все его счастье.

Третья девушка, Ирина, рассудительна и опекает двух первых подруг. Их приключения и переживания воспринимает необычайно живо, как собственные. Всегда находит время выслушать, утешить, активно вмешаться в события. Тому, кто заслужил, устраивает выволочку. Тому, кому требуется, проливает свет на реальную ситуацию. Ее подопечными оказываются не только подруги, но и их поклонники, в первую очередь, отвергнутые. Ирина стремится сделать так, чтобы всем вокруг было хорошо, все были довольны. А эти все (как назло!) только тем и занимаются, что портят жизнь друг другу. Без Ирины бы и вовсе пропали. К собственным воздыхателям девушка относится спокойно: не прикармливает их авансами и не заносит в «счетную книгу рекордов», в отличие от Алены; не позволяет пудрить себе мозги, в отличие от Ларисы. «Звезд с неба» Ирина не заказывает. Ее подход к потенциальному избраннику прост: докажи свою верность и надежность. Не оправдал доверия — Ирина не долго будет страдать.

Катя — умница, отличница, злостная карьеристка. Но списывать дает без вопросов, участие изображает; как надо жить не поучает, моралей не читает. Дружить с ней полезно, хочется делиться секретами. Вот Алена, Лариса, Ирина и делятся. У Кати всегда наготове хитроумный план, как помочь подруге: своего ли добиться, из неприятностей ли выкрутиться. Иногда план срабатывает, иногда нет; вероятность пятьдесят на пятьдесят. Любопытно другое: дивиденды в итоге всегда оказываются у создательницы плана! Например, здорово было придумано, как отвадить назойливого ухажера Алены. Отвадили. Через некоторое время он уже в почитателях у Кати. Алена, конечно, от докучливого поклонника избавилась, но все равно как-то немножко обидно. С Ларисой еще интереснее. Ей Катя создает поклонника выдуманного, а реального переключает на себя. И снова все довольны, а Катя — в выигрыше. Если, конечно, совсем на карьере не зацикливается.

Можно возразить, что все это еще ни о чем не свидетельствует. Пройдет время, и вертихвостка Алена станет примерной матерью семейства вроде Наташи Ростовой. Ларису жизнь заставит взяться за ум, и выйдет из нее прекрасная бизнес-леди, вроде главной героини фильма «Москва слезам не верит». Ирина влюбится всерьез, потеряет все свое здравомыслие и утратит интерес ко всему, кроме предмета своей страсти. Катя тайно родит младенца, оставит его на попечение родителей и махнет в какой-нибудь ашрам. Верно, может быть и так. В юности структура личности еще не оформилась, в сознании идет активная работа по формированию кластеров адаптативного уровня. Обратимся к взрослым женщинам 25-50 лет. Именно они предоставили эмпирический материал и фактические данные для модели четырех ипостасей.

Вернемся к рис. 5(ГЛАВА 1), изображающему континуум состояний между плоскостями ХАОС-ПОРЯДОК и ЭРОС-ЛОГОС. Ипостась Девы отнесем к Хаосу (область изменчивости, внутренней неустойчивости), Первоженщины — к Эросу (состояния, порожденные влечением, чувствами, эмоциями), Подруги — к Логосу (состояния, направляемые мышлением), Матери — к Порядку (область определенности, стабильности).

При взаимодействии с внешнем миром личность либо имеет установку на отношения, либо на достижения. Для ипостасей Девы и Матери чрезвычайно важно качество отношений, именно в отношениях (даже придуманных) они в наибольшей степени реализуют себя. Таким образом, эти ипостаси расположим на плоскости отношений. Установка ипостасей Первоженщины (влюбить в себя как можно большее количество поклонников) и Подруги (выбрать лучшего, добиться его расположения) направлена на достижение результатов. Эти ипостаси отнесем к плоскости достижений. Получаем следующую картину.

Рис.6 Четыре ипостаси женщины в континууме состояний

Кластерная теория интеграции

Мы определили ипостаси как глубинные кластеры, расположенные в бессознательных слоях. Каждая ипостась реагирует на внешние стимулы в стиле своей эволюционной программы и проявляется в поведении через те способы взаимодействия с внешним миром, которым человек отдает предпочтение. Другими словами, через специфические свойства личности. По избыточности или дефициту этих свойств можно судить о репрезентативности ипостасей или о структуре личности. Внутри личности ипостаси постоянно взаимодействуют между собой. Читательницы могут подтвердить, что происходит это примерно следующим образом.

Взаимодействие ипостасей

Вы приезжаете в гипермаркет закупиться продуктами на неделю. В тот момент, когда вы бодро везете тележку мимо мехового бутика, в голове кто-то восклицает:
—Хочу шубку!
Вы резко тормозите, оставляете тележку подле витрины бутика и начинаете исследовать его меховое содержимое. Просто так, без всяких серьезных намерений. Вдруг вам попадается шубка, такая белая и пушистая, что...
—О… — раздается в вашей голове второй голосок. — Когда он увидит меня в этой шубке... Некоторое время второй голос с удовольствием развивает тему, как он потеряет дар речи от вашей несравненной прелести. Вы примеряете шубку. В это время раздается третий голос.
—Эй, стоп! Только закончен ремонт, кухня обошлась дороже, чем планировалось, и еще, между прочим, надо купить плиту! Нет сейчас денег на шубку, ясно?! К тому же сезон заканчивается.
Но первый голос ничего знать не хочет.
—Хочу! Вот прямо сейчас сниму деньги и куплю!
Вступает четвертый:
— Глупо покупать первую попавшуюся шубу! Конечно, шубка не помешает, но меховых бутиков миллион и сейчас сезон распродаж. Надо поездить, посмотреть. Наверняка найдется подешевле и получше.
Первый голос капризничает.
—Хочу эту и прямо сейчас!
—Да разве это шуба?!— снова вступает третий голос. — В ней даже на сиденье с подогревом отморозишь мягкое место!
Второй мечтательно протягивает:
—Какая я в ней хорошенькая, просто загляденье!
Но тут четвертый голос выражает сомнения.
—Хотя... Будь шубка покороче или подлиннее, бедра и ноги выглядели бы гораздо более выигрышно. Ладно, найдем получше, честное пионерское!
И вздохнув, вы — четверо в одной — покидаете бутик…. Чтобы в другом месте ровно через две недели купить совсем уж хорошенькую шубку. Как раз тогда, когда вы имели с собой необходимую наличность для приобретения плиты!

Вопрос к читателю: Каким ипостасям принадлежали голоса 1, 2, 3 и 4.

Когда четверо говорят в одной —это не шизофрения, а самая что ни на есть нормальность! Гораздо проблематичнее, когда громко звучит один голос, а остальные, если и высказываются, то тихим, невнятным шепотом. В таком случае следует говорить о структуре личности с доминирующей ипостасью.

 

ipd.jktales.org Карта Форум Открытки