| ||||||||
|
Что, если имеется врожденная предрасположенность не к одной, а к двум ипостасям и внешняя энергия благоприятна для их развития? Происходит весьма интересный процесс: в ходе динамичного взаимодействия двух глубинных кластеров (ипостасей) энергия между ними перераспределяется таким образом, что вместо них появляется новый кластер на пересечении смысловых зон исходных ипостасей . Формируется структура личности с доминирующей парой, и яркие типы, наделенные самобытными свойствами, отличными от свойств исходных ипостасей. Эта глава посвящена женским типам с доминирующей парой.
Каковы характерные особенности каждого из них? Давайте обратимся к континууму состояний и посмотрим, где окажется кластер, возникающий в результате взаимодействия двух исходных ипостасей. Напомним расположение ипостасей:
Дева — установка на отношения, плоскость Хаоса.
Первоженщина — установка на достижения, плоскость Эроса.
Подруга — установка на достижения, плоскость Логоса.
Мать — установка на отношения, плоскость Порядка.
Рис.24 Женские типы, образованные парами Дева — Первоженщина и Дева — Подруга
Результирующий кластер, образованный в процессе взаимодействия Девы и Первоженщины, находится между Эросом и Хаосом. Мотивация, суждения, поведение у женщин этого типа в большей степени определяются чувствами, нежели разумом (кластер гораздо ближе к Эросу, чем к Логосу). Самоидентификация слабо определена и неустойчива (кластер гораздо ближе к Хаосу, чем к Порядку). Установка может быть как на отношения, так и на достижения. Такие женщины пребывают в активном поиске себя и собственного призвания (если установка на достижения) или своего Возлюбленного, Учителя, Идеала (если установка на отношения). Это романтический тип, обладающий творческим воображением, склонный к смене увлечений и интересов (личных и профессиональных). Назовем его типом Искательницы.
Результат взаимодействия Девы и Подруги расположен между Логосом и Хаосом. Установка может быть направлена как на отношения, так и на достижения. Мотивация, суждения, поведение в большей степени определяются разумом, нежели чувствами (кластер гораздо ближе к Логосу, чем к Эросу). Самоидентификация неустойчива (кластер гораздо ближе к Хаосу, чем к Порядку). Этому типу присуще стремление к совершенствованию (своего мастерства, себя лично, своего партнера, других значимых людей). Обладает способностью подстраиваться, интуитивно подходить к решению сложных проблем. Будем именовать этот тип Сестра.
Рис.25 Женские типы, образованные парами Мать — Первоженщина и Мать—Подруга
Результатом взаимодействия Первоженщины и Матери является кластер, расположенный между Эросом и Порядком. Установка может быть как на отношения, так и на достижения. Мотивация, суждения, поведение в большей степени определяются чувствами, нежели разумом (кластер ближе к Эросу, чем к Логосу). Самоидентификация определена и устойчива (кластер ближе к Порядку, чем к Хаосу). Женщина этого типа знает, чего хочет, и энергично добивается желаемого. Ее в наибольшей степени занимает физическая сторона бытия, дарованная в ощущениях и чувствах. Обладает ярко выраженными и устойчивыми интересами и привязанностями, которым хранит приверженность. Тип — Жена.
Результирующий кластер, образовавшийся в ходе взаимодействия ипостасей Подруги и Матери расположен между Логосом и Порядком. Установка может быть как на отношения, так и на достижения и меняться в разные периоды жизни. Мотивация, суждения, поведение в большей степени определяются разумом, чем эмоциями (кластер ближе к Логосу, чем к Эросу). Самоидентификация четко определена (кластер ближе к Порядку, чем к Хаосу). Обладает прозорливостью и здравомыслием. Практична, рассудительна, основательна, умеет расставлять приоритеты, ставить цели и энергично к ним двигаться. Тип — Хозяйка.
Рис.26 Женские типы, образованные парами Дева — Мать и Первоженщина—Подруга
Результирующий кластер, образовавшийся в процессе взаимодействия Девы и Матери расположен посередине между Хаосом и Порядком. На мотивацию и самоидентификацию наиболее сильно влияет ощущение взаимосвязи с близкими людьми, поскольку у женщин этого типа установка исключительно на отношения. Дом, семья, родственники, круг ближайших друзей составляют всю их вселенную. Лишенные амбиций, женщины этого типа не привлекают к себе внимания, а бескорыстно одаривают им, кротко живут ради благополучия близких. Тип — Хранительница очага.
Результирующий кластер, образовавшийся в ходе взаимодействия Первоженщины и Подруги, расположен посередине между Эросом и Логосом. Мотивация, суждения, поведение в равной степени определяются чувствами и разумом. Этот тип прямо противоположен предыдущему: такие женщины никогда не довольствуются семьей, детьми, домом. Их установка исключительно на достижения, именно последние являются основанием для самоидентификации. Женщин этого типа интересуют не столько любовные отношения, сколько любовные приключения, любовь — политика, любовь — деньги — их излюбленное занятие. Они жаждут бурных событий и инициируют их сами; предприимчивы и не прочь рисковать ради хороших перспектив. Тип — Авантюристка. Теперь о каждом из этих типов подробнее.
Искательница — творческая натура, которой присущи романтичность, любопытство, тяга к необычному. Первую половину жизни Искательница обычно посвящает поиску себя и Большой Любви. Ее привлекает все оригинальное, отличное от общепринятого, общераспространенного, доступного. Поведение отличается некоторой экстравагантностью. Типичное требование Искательницы к поклоннику: «Удиви меня, рассмеши и обрадуй». Никаких вводных она не дает, предлагая теряться в догадках, над чем она посмеется, чему удивится и обрадуется. Она и сама не знает, чему: сегодня одному, завтра другому, по настроению.
Даже имея посредственную внешность, Искательница настолько убеждена в своей особенности, что окружающие считают ее как минимум интересной. Она хороша в общении: умеет красноречиво говорить, внимательно слушать, живо реагировать. В юности у нее обычно множество поклонников, что она сама считает в норме вещей. Она обладает довольно высокой самооценкой и весьма разборчива, но часто, особенно по молодости, делает ошибки, позволяя околдовать себя какому-нибудь «троллю». С учетом того, что Искательницу привлекает все, выделяющееся из общего фона — и в мужчине, и в жизни в целом — ничего удивительного в этом нет. Грубость и уродство «тролля» на первых порах кажутся ей проявлениями неординарности.
Нередко она выходит (или не выходит) замуж назло родителям или же, если ее выдают замуж против воли, сбегает от супруга. Обычно она не ограничивается одним браком, неустанно продолжая поиски неординарного мужчины, который сумеет вызвать ее восхищение и поможет разобраться в себе самой. Если таковой находится, она возводит его на пьедестал и надолго сохраняет глубокую эмоциональную привязанность к нему. В союзе с ним раскрывается ее утонченная чувственность и способность превращать любовь в искусство — результат сочетания ипостасей Девы и Первоженщины. Если партнер разочаровывает ее, она разрывает с ним и продолжает свой поиск.
Часто случается, что постаревшая Искательница, сменившая несколько мужей, так и не находит достойного себя и остается одна. Еще более драматичен исход, когда, испив горький напиток разочарований, она смиряется, снижает свои притязания, мудреет и... соглашается на союз с заурядным мужчиной, который не может предложить ей ничего, кроме обыденности. В таком союзе она словно теряет свое «я», начинать быстро сдавать, стареть, болеть, превращаясь в бледную тень себя прежней.
Тип Искательницы в жизни
Многие читатели, а особенно читательницы, знакомы с романом Маргарет Митчел «Унесенные ветром», но мало кому известна судьба автора. Когда читаешь о жизни Маргарет, возникает ощущение, что речь идет о двух разных, совершенно не похожих друг на друга женщинах: одной — до замужества с Джоном Маршем, другой — после.
Вот маленькая Пегги в роскошном родительском особняке, завороженная рассказами о славных предках, героически воевавших в Гражданской войне. Вот упрямая Пегги-подросток, бунтующая против авторитарной матери. Мать пытается воспитать из нее истинную леди в викторианском стиле, а юная строптивица демонстративно ковыряет в носу, огрызается на семейных обедах и увешивает свою комнату неприличными картинками из журналов. Вот 18-летняя Пегги — учащаяся одного из самых престижных учебных заведений Новой Англии — шокирует сокурсниц. Прелестная девушка в дорогом платье ругается как заправский матрос, выкуривает по полпачки сигарет и разглагольствует о религиозных верованиях родителей и своих сомнениях с их истинности.
Когда Пегги исполнилось 19 лет, ее мать скончалась, и девушка вернулась домой. Семья и общество ожидали, что Пегги станет одной из первых леди Атланты, будет давать балы и обеды, заниматься благотворительностью и выйдет замуж за достойного отпрыска старинной фамилии. Вместо этого Пегги печатает в одной из местных газет «Манифест феминисток» (хотя вопросы женского равноправия ее не сильно волнуют) и фотографируется в мужском костюме, ковбойских сапогах и залихватской шляпе.
Невзирая на все эти выходки, Пегги была одной из самых ярких и очаровательных молодых особ в Атланте. Ее красота и фонтанирующее остроумие привлекали чуть ли не всех женихов города. За три года она получила сорок предложений.
В первый раз Пегги вышла замуж, чтобы досадить родне. Даже на свадьбе Пегги преподнесла родственникам сюрприз: вместо традиционных белых лилий, символизирующих супружескую верность, она несла огромный букет алых роз. Намек был понят. «Никогда Атланта не видывала подобного», — писали на следующий день светские хроники. Избранником Пегги стал Бэррен Апшоу — парень необычайно обаятельный, но, как говорится, «без царя в голове». Брак продлился всего 10 месяцев. Вспоминая его потом, Пегги признавала, что каким бы непутевым, непрактичным, безответственным ни был ее первый муж, с ним было весело! Стоило ему заметить ее подавленность — как человек творческого склада, Пегги порой погружалась в меланхолию — он тут же старался растормошить ее, и она оживала. Разрывом послужила измена Бэррена с горничной. Пегги не потерпела оскорбления и изгнала мужа из своей жизни, став первой женщиной в роду, позволившей себе развод.
Следующая экстравагантная выходка Пегги — поступить на работу в ведущую газету Атланты. В те годы журналистика считалась исключительно мужской профессией, а вовсе не делом для барышни из аристократической семьи. Однако Пегги с этим не согласилась. За три года репортерской работы она написала более двух сотен статей, очерков и рецензий.
Джон Марш—потомок небогатых фермеров из Пенсильвании — оставался преданным поклонником Пегги еще с тех времен, когда она составляла график посещений претендентов на свою руку. Джон — единственный среди них — никогда не делал попытки перейти с ней за рамки платонических отношений. Пегги считала его «своим в доску» и могла запросто рассказывать ему о своих недомоганиях или хандре. В отличие от Бэррена Апшоу, умевшего мгновенно развеивать ее печали, Марш мог часами слушать жалобы Пегги. Делал он это с пониманием и сочувствием, а, выслушав, добавлял к ним свои. После развода Пегги с Бэрреном, Джон вновь возник на ее горизонте. Для того чтобы сделать предложение, Марш выбрал идеальный момент: Пегги вырезали аппендицит, и она лежала в постели, несчастная и страдающая. Глядя в преданные глаза Джона, Пегги согласилась стать его женой. Вторично Пегги вышла замуж в 25 лет. На этом заканчивается жизнь Пегги и начинается история миссис Митчелл-Марш.
Молодожены переехали в крошечную подвальную квартирку в обшарпанном доходном доме (материальную помощь отца Маргарет гордо отвергла). Джон, отличавшийся склонностью к ипохондрии, беспрерывно болел. Причин болезней врачи не находили, но страдания Джона от этого не уменьшались. Маргарет пришлось оставить любимую работу и освоить роль сиделки. Рядом с Джоном она сама все чаще испытывала приступы депрессии. Чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей и чем-то себя занять, Маргарет начала писать исторический роман. Постепенно это занятие сделалось единственной отдушиной для ее творческой натуры. Как и в детстве, она скрывала свою работу. Но если тогда Пегги боялась получить нагоняй от матери, то теперь Маргарет стеснялась признаться, что занимается любительской чепухой.
Насколько Джон был в курсе ее работы и какое придавал ей значение, доподлинно неизвестно. По одним версиям, он оказывал Маргарет техническую помощь, обсуждал детали и повороты сюжета. По другим, пребывал в относительном неведении до того момента, когда все американские газеты стали называть его жену «талантливейшим автором», «выдающимся дарованием» и «гениальной писательницей». Но это произошло не сразу после завершения романа.
Закончив рукопись, Маргарет похоронила ее под грудой журналов. Она потеряла былую уверенность в себе, не считала свою работу ни достойной, ни профессиональной и стыдилась показывать роман издателям. Рукопись попала к издателю случайно, роман был издан и признан бестселлером, но это отдельная история. Важно другое — метаморфоза, произошедшая с Пегги за восемь лет жизни с заурядным мужем-ипохондриком.
Конечно, Джон был верным супругом и, по-своему, любил Маргарет. Просто для него счастье состояло в теплом домашнем халате и тапочках, тишине и комфорте, возможности пожаловаться на свое самочувствие понимающей жене и участливо разделить ее жалобы. Как раз тот вид тихого счастья, который является смертельным ядом для вдохновения и радости Искательницы. И Пегги, мечтавшая о славе и известности, отравилась этим ядом и перестала существовать. Осталась мучимая страхами Маргарет, настроенная на «волну» постоянных недомоганий, не ожидающая ничего светлого от будущего. И это в тридцать три года! Очень показательно письмо, пронизанное черным юмором, которое она написала золовке вскоре после завершения романа. «Мы, похоже, выберемся из долгов, в которых запутались, в основном, благодаря огромным медицинским счетам. Если только я НЕ сломаю себе позвоночник, то смогу, наконец, вздохнуть свободно». «НЕ» было вставлено ручкой в письмо, отпечатанное на машинке. Ровно через месяц Маргарет поскользнулась, упала и сломала позвоночник.
Мечта юной Пегги сбылась: в 1936 году ее роман был издан и разошелся баснословным тиражом. Но слава оказалась не нужна измученной хворями женщине с потухшим взором, которой хотелось лишь одного: накрыть голову подушкой и ни о чем не думать. Не обрадовало Маргарет и снизошедшее на нее богатство: впитавшие многолетний страх перед медицинскими счетами, Марши на вырученные гонорары позволили себе лишь небольшую трехкомнатную квартиру и до конца жизни оставались предельно бережливыми. Больше Маргарет ничего не написала. Она отказывалась и от всех других предложений: не позволяла использовать имена главных героев в рекламных целях; не стала принимать участия в работе над экранизацией романа; не почтила своим присутствием премьеру фильма… Однажды, когда она выгуливала мужа, только оправившегося после очередного приступа, из-за поворота выскочила машина. Джон успел увернуться, а Маргарет — нет. Через пять дней она скончалась в возрасте 49 лет.
Этому типу женщин присущи сдержанность, старательность и стремление к совершенству. Энергия Сестры может быть направлена как на область достижений, так и на область отношений. Сестра высоко ценит образованность, с удовольствием занимается саморазвитием и потребляет культурную продукцию. Чего-то новаторского она не создает, зато может достигать мастерства в видах деятельности, требующих упорства, прилежания и усидчивости. Женщины этого типа часто выбирают профессии, связанные с образованием, популяризацией знаний, бухгалтерией, ведением документации. Нередко увлекаются прикладными искусствами, уделяя особое внимание технике исполнения, в которой стремятся добиться безупречности.
В отличие от Искательницы, Сестра не ищет совершенного мужчину, а работает с тем материалом, который имеется в наличии. «Я его слепила из того, что было» — это про нее. Обычно она обладает гибкостью, умеет подстраиваться к партнеру и следовать его решениям, даже не полностью с ними соглашаясь. Но иногда ее «заклинивает» на какой-нибудь мелочи и, если партнер не уступает, происходит конфликт. Подобных нелепых ссор возникало бы меньше, если бы она не жертвовала искренностью в пользу вежливости, а прямо говорила, что ее не устраивает в тот момент, когда испытывает неудовольствие. Но это не в ее характере. Она проглатывает раздражение до тех пор, пока оно не подступает к самому горлу, и только тогда дает волю накипевшему возмущению.
Иногда она уподобляется Мальвине, полной решимости обучить Буратино чистописанию и хорошим манерам. Не покладая рук, Сестра пытается усовершенствовать своего партнера путем долгих вразумляющих бесед. Обычно это кончается бунтом усовершенствуемого. Несравненно лучшего результата она достигает, выбирая роль не воспитательницы, а помощницы. В русских сказках есть интересный образ Василисы Премудрой — женщины, обладающей редкой способностью решать проблемы. Когда герой сталкивается со сверхзадачей, она советует ему: «Ложись спать, утро вечера мудренее». За ночь же отыскивает нужное решение, и к утру прекрасный ковер — соткан, чудесный дворец построен, хрустальный мост через реку перекинут. Так и в жизни Сестра незаметно решает за своего героя множество вопросов, дает дельные и проницательные советы.
Однако ее отношениям с мужчиной не хватает эротичности, чувственности, спонтанности, эмоциональности и искренности ипостаси Первоженщины. Всего этого она ожидает от мужчины. Не хватает ей и сердечного внимания Матери. Как ни старается Сестра быть полезной избраннику, ее забота не идет ни в какое сравнение с тем щедрым потоком, который обеспечивает ипостась Матери. Поэтому часто мужчина забывает ее, встречая женщину, в которой ярко выражены Мать и Первоженщина.
Тип Сестры в сказке
Сказка об Иване-царевиче и Василисе Премудрой лишний раз напоминает об этом. Иван — царевич узнает от колдуньи, что отец отдал его Морскому Царю в качестве выкупа за свою жизнь. Колдунья открывает Ивану и единственный способ спастись — заручиться поддержкой дочери Морского Царя — Василисы Премудрой. Царевич, следуя наставлениям колдуньи, преуспевает, и Василиса соглашается стать его помощницей. Она выполняет за Ивана все задания Морского Царя и устраивает их свадьбу. Через некоторое время Иван начинает отчаянно скучать по дому и уговаривает жену сбежать с ним из Морского Царства. Вещее сердце Василисы подсказывает, что для нее лично эта затея ничем хорошим не обернется, но она привыкла помогать Ивану. Молодые сбегают и, благодаря волшебным чарам Василисы, им удается уйти от преследования Морского Царя.
Когда молодая чета добирается до родины Ивана, муж просит Василису обождать в лесочке, пока он доложит о ней родителям и немного их подготовит. «Ты забудешь меня, Иван-царевич!» — с тоской предсказывает Василиса. Муж божится, что никогда, но, естественно, Василиса оказывается права. Как только родная матушка поцеловала Ивана, все произошедшее в морском царстве померкло, а потом и вовсе стерлось из сознания Ивана. Все, включая Василису. Через некоторое время царевич посватался к королевне, живущей по соседству, и получил ее согласие. На свадьбу явилась Василиса Премудрая и напомнила беспамятному Ивану, что они состоят в браке. «Действительно, нехорошо получилось!» — согласился Иван. Он поцеловал Василису и... стал жить с обеими женщинами. О таком повороте событий сказка умалчивает, но не нужно обладать богатым воображением, чтобы предположить подобный исход.
Тип Сестры в жизни
Вот совсем не сказочная и довольно банальная история. Браку Аллы и Жени — двадцать семь лет, женаты со студенческой скамьи. Муж всегда был лидером, жена — его преданной помощницей. Подстраиваясь под Женю, Алла часто соглашалась на то, что ей не нравилось. Памятным летом, три года назад, она не хотела ехать в поход, но Женя настоял. Ничего хорошего для Аллы из этого не вышло. В походе супруги познакомились с Мариной, родственницей одного из их друзей. Марина, чуть помоложе Аллы и Жени, оказалась женщиной очень привлекательной, доброжелательной и без комплексов. Очень быстро у нее с Аллой установились доверительные отношения, и Алла стала изливать Марине претензии в адрес мужа, накопленные за годы совместной жизни. Сообщила даже, что сексом они с Женей занимаются лишь два раза в год. Марина только присвистнула и пообещала Алле провести с ее мужем сексуальный ликбез. Слово свое сдержала — под ее опытным руководством Женя получил ощущения, которых не испытывал никогда в жизни, и без памяти влюбился в Марину.
Прошло три года. Женя до сих пор мечется между Аллой и Мариной, признаваясь, что любит обеих, но по-разному. Алла ему как сестра, боевая подруга, с которой пройден долгий жизненный путь. Терять Аллу он не хочет. А Марина... Сейчас, когда пик страсти прошел, Женя более всего ценит в Марине материнскую составляющую. Марина делает именно те бутерброды, которые он любит, и подает их именно тогда, когда он хочет. Как она умудряется это угадывать, Женя не знает, но говорит, что Алле за все годы их совместной жизни этого ни разу не удалось.
О жене, сочетающей страстную любовницу и нежную мать, мечтают многие. Обладательницы такой доминирующей пары — истинное сокровище для своего мужа и семьи. Ее объятия распахнуты, ласковые прикосновения для нее естественны, как дыхание; она вся пропитана теплотой, ее присутствие согревает, как солнышко. Если она чего-то хочет, то добивается этого с упорством и настойчивостью. Когда чье-то поведение вызывает ее негодование, выражает это незамедлительно с искренностью Первоженщины, но без ее резкости, сглаженной рассудительностью ипостаси Матери. Жена любит наряды и украшения, любит оформлять окружающее пространство, но если жизнь вынуждает ее к скромному аскетическому существованию, она подчиняется необходимости, не делая из этого трагедии. Этот тип женщин более всего ценит радости, даваемые в ощущениях, а их, в принципе, можно найти и во дворце, и в лачуге.
Если жизненная ситуация у Жены сопряжена с тяжелыми обстоятельствами, например, болезнью или недееспособностью кого-то из членов семьи, вся ее неистощимая энергия идет на их преодоление. Все самое лучшее из возможного она обеспечит своим близким. Если в доме благополучие, ее забота распространяется шире— на родню, друзей, соседей, коллег и т.д. Ей небезразлично, в каком мире жить, она социально активна, тяготеет к благотворительности, адресованной тем, кто в наибольшей степени затронул чувствительные струнки ее души: сиротам, больным старикам, бездомным животным и т.д. Общественная деятельность — ее стихия. Если женщину этого типа что-то не устраивает, она объединяется с другими, и вместе они производят очень много шума и эмоций, привлекая внимание к тому, что их волнует. Запугать, подкупить, заглушить их просто невозможно. Однако серьезных социальных изменений женщинам этого типа не добиться — их мышление слишком конкретно, лишено системности. Обычно им не хватает и элементарной образованности, которую они ценят теоретически, со стороны, но не применительно к себе лично. Вообще же при всем восхитительном умении наслаждаться физической стороной бытия, интеллектуальные запросы Жены довольно ограничены, пытаться вести с ней дискуссии на отвлеченные темы бессмысленно — склонности к ним она не имеет и быстро начинает скучать. В отличие от Сестры, Жена не способна глубоко вникать в суть проблем, которые заботят ее партнера, и уж тем более решать их за него. Она чутка к его эмоциям и физическому состоянию, но не к его мыслям. Пока исполненная сомнений Искательница определяется с мужчиной своей мечты, а Сестра усовершенствует того, который имеется в наличии, Жена находит свой идеал и, невзирая на разделяющие их препоны, добивается его взаимности. Она идет к своей цели с настойчивостью и решимостью, которые не знают границ. Как в истории о браке Шивы и Умы, изложенной в индийской мифологии.
Тип Жены в мифе
Бог Шива, олицетворяющий силы разрушения, после гибели любимой жены Сати уединился в Гималаях. Там он предавался аскезе и медитации, начисто забыв о существовании женщин. Однажды его увидела юная Ума, дочь Гималайских гор, и полюбила с первого взгляда. Считают, что в Уме воплотилась Сати, первая жена Шивы, поэтому суровый, посыпанный пеплом подвижник показался прелестной Уме прекраснее и желаннее всех на свете. Все дни Ума проводила в поклонении Шиве: приносила ему в жертву благоуханные цветы, возносила страстные молитвы, совершала возлияния маслом на его изображение. Но погруженный в безмолвное созерцание истины, Шива не замечала Уму. Та обратилась за помощью к Каме — богу любви и попросила, когда она в очередной раз придет совершить поклонение Шиве, незаметно пустить в сердце подвижника стрелу страсти. Так и сделали, но Шива заметил Каму и сжег его гневным взором.
Ума впала в отчаяние: вместе с Камой погибла ее последняя надежда получить сердце любимого. Юная богиня удалилась в отшельническую обитель и принялась истязать плоть так же самозабвенно, как раньше лелеяла свою красоту. Однажды в ее обитель зашел молодой брахман и спросил, зачем прелестная молодая девушка предается жестокой аскезе. Ума простосердечно рассказала брахману о своей страсти к Шиве и о том, что красота стала ей безразлична, поскольку не действует на любимого. «Зачем тебе этот угрюмый отшельник?» — удивился брахман и принялся отвращать Уму от Шивы. Но Ума резко оборвала его словами: «Велик, прекрасен и грозен Шива, и жизнь моя отдана ему всецело». В тот же миг брахман превратился в Шиву. Растроганный такой верностью, суровый бог попросил Уму стать его женой.
После свадьбы Шива и Ума уединились на вершине горы. Столетия сменяли друг друга одно за другим, а супруги не размыкали объятий. В конце концов, боги напугались, рассудив, что от такой любви родится потомство, способное разнести землю и небо в клочья. Они исхитрились отвлечь Шиву от жены, воззвав к нему с мольбой о помощи. В общем, бог войны Сканда родился помимо Умы, и счастье материнства обошло ее стороной. Она умоляла мужа подарить ей ребенка, но Шива вновь переключился на аскезу, ему стало не до детей, о чем он и сообщил любимой.
Супруга же оказалась на редкость настырной: «Хочу родное дитя, чтобы могла я его ласкать и целовать!». Шива вспылил и удалился медитировать, а Ума долго лила слезы. Наконец, Шива смилостивился. Вернувшись к жене, он скатал одеяло, сунул ей в руки и сказал: «Вот тебе сынок!» И лишь сверток коснулся груди богини, как обернулся младенцем. Ума возликовала и организовала пышный праздник. Боги любовались маленьким красавчиком, воздавали ему хвалу и преподносили дары. Все — кроме бога Шани, который пробормотал почтительные слова, даже не глянув на малютку. Ума не на шутку оскорбилась, а Шани смущенно объяснил ей, что проклят своей женой и обладает дурным глазом.
—Никакой дурной глаз не может повредить ребенку — моему и Шивы! — воскликнула гордая богиня. И приказала — Смотри на наше дитя!
Шани посмотрел и... у малыша отвалилась голова. Дикий вопль вырвался из груди несчастной матери. Пораженный Шива пытался помочь жене, приставляя голову к тельцу младенца. Но, как ни велика была целительная сила Шивы, ничего не получалось: головка ребенка, смертельно пораженная дурным глазом, отпадала вновь и вновь. Тогда Шива отправил слугу на поиски новой головы. Подходящая голова вскоре нашлась, принадлежала она... слону. Шива приставил слоновью голову к телу младенца, и мальчик ожил. Такова история рождения слоноголового Ганеши.
И последние несколько штрихов, дополняющих портрет Умы как женщины, относящейся к типу Жены. Когда вокруг ее близких сгущаются тучи, и враги начинают теснить небожителей, Ума превращается в Дургу — Воительницу и мчится верхом на льве в самую гущу битвы. А когда победа над врагами одержана, Дурга вновь исчезает внутри нежной Умы. Еще один интересный момент — Ума старалась никогда не терять для мужа сексуальной привлекательности. А уж Шива, невзирая на подвижничество и аскезу, известен как еще тот развратник. Однако именно жена являлась его главной драгоценностью. Тому, кто посягал на Уму, непременно приходилось иметь дело с грозным богом, то есть — совсем несладко. И, наконец, последнее, что характеризует этот тип женщин. В мифологии часто встречается сюжет, что бог или демон соблазняет чужую жену, приняв облик ее мужа. В отличие от большинства «обманутых» жен, Ума никому не позволяла себя одурачить. Источник ее верности не в какой-то чрезмерной прозорливости, а в искренней привязанности и преданности своему мужу.
Женщина этого типа здраво мыслит и твердо стоит на земле. Она — незаменимый партнер в семейном бизнесе, идеальный помощник руководителя. Если она находит себя в деле, то интересуется не только показателями и оборотами, в отличие от доминирующей Подруги, но и атмосферой в коллективе. Не забывает поздравлять сотрудников с днем рождения, расспрашивает о здоровье семьи, о детях. Если же в результате халатности или нерадивости работника дело страдает, взыскивает по всей строгости — чем отличается женщин с доминирующей Матерью, которые иногда оказываются на руководящих постах. Для последних важнее поддерживать хорошие отношения с сотрудниками, чем результаты работы. Если Хозяйка идет в политику, есть шанс, что от ее деятельности будет реальная польза не только ей самой. Осуществляя благотворительные проекты, она руководствуется их социальной значимостью в контексте обстоятельств. В условиях войны строит госпиталь для солдат, в условиях мира— учреждает курсы благородных девиц. То, что требуется в конкретный исторический момент.
К выбору супруга Хозяйка подходит серьезно, рассудительно и практично — таково ее отношение и к жизни вообще. Как и Сестре, ей не хватает в отношениях с партнером эротичности, легкости, игры, спонтанности. Но она обладает большой устойчивостью и надежностью. Если мужчина сумеет завоевать уважение и доверие Хозяйки, то обретет в ее лице преданного друга, на которого можно всецело положиться и в радости, и в горести, и в сомнении.
Тип Хозяйки в жизни
В 595 году от Рождества Христова на 25-летнего погонщика верблюдов по имени Мухаммед обратила внимание Хадиджа, богатая мекканская вдова. Мухаммед, хотя и происходил из хорошего рода, был сиротой, а потому гол как сокол, но рассчитывал разбогатеть. Он был энергичен, всегда в хорошем настроении, отличался физической чистоплотностью и глубокой порядочностью. Хадидже в ту пору перевалило за сорок. Она пользовалась всеобщим уважением, считалась женщиной умной, решительной и предприимчивой. Хадиджа вела успешную торговлю через приказчиков, и предложила Мухаммеду сопроводить ее караван в Сирию, продать товар и закупить новый. Мухаммед исполнил ее поручение безукоризненно, в результате Хадиджа заработала гораздо больше, чем обычно. Щедро наградив молодого человека, Хадиджа задумалась. Мухаммед произвел на нее весьма приятное впечатление: и своим характером, и умом, и безупречной честностью. А также энергией молодости и красотой. Будучи женщиной разумной, Хадиджа понимала, что ей нужен муж. Не столько для плотских утех или помощи по хозяйству, сколько для защиты ее имущества от алчных родственников, которые зарились на богатство вдовы. Пока женщине удавалось сохранять свой бизнес, но надолго ли? Муж был нужен! Кандидатура Мухаммеда вполне устраивала Хадиджу. А то, что он беден, мудрая вдова сочла даже плюсом. После замужества она не собиралась терять независимость или допускать в свой дом других женщин. А если муж беден, вопрос снимался естественным путем: у него просто не было денег на содержание других жен и наложниц. Поразмыслив, Хадиджа послала своего раба сделать предложение Мухаммеду. Молодой человек сперва не поверил в такое счастье. Мухаммед, конечно, мог бы жениться на порядочной молодой девушке из не очень обеспеченной семьи. Но брак с бедной закрывал перед ним путь к деньгам и успеху, от которых честолюбивый молодой человек не собирался отказываться. Предложение Хадиджи он воспринял как нежданный подарок. Происхождение и репутация вдовы были безупречны. Плюс богатство! А разница в возрасте Мухаммеда ничуть не смущала. Вопрос о браке уладили, с родственниками договорились, все необходимые формальности исполнили, свадьбу сыграли, закатив пир на все мир. Были, конечно, недоброжелатели и насмешники, но их язвительные прогнозы не оправдались — супруги искренно полюбили друг друга.
Огромная заслуга в этом принадлежала Мухаммеду. Заключив с Хадиджой брачный договор, Мухаммед собирался исполнять его до последнего пункта и считал своим долгом заботиться о всестороннем благополучии жены. В доме супругов утвердилась атмосфера полной искренности и доверия, опять-таки благодаря Мухаммеду. Он всегда стремился говорить правду, причем касательно не только поступков, но и намерений, невидимых движений души. Самое главное, Мухаммед был неизменно верен Хадидже. Верность являлась следствием его взглядов и, конечно, способствовала миру и спокойствию в семье. Неудивительно, что Хадиджа, и без того увлеченная красивым молодым мужем, очень скоро признала его полное нравственное превосходство. И стала его самым преданным, по сути, единственным другом, способным все понять, разделить тревоги, поддержать и ободрить в трудную минуту.
Ко всему, что увлекало мужа, она относилась с глубочайшим почтением. Восхищение мужем и полное доверие к нему сотворили с ней небольшое, но реальное чудо. Хадиджа вышла за Мухаммеда в том возрасте, когда надежд на радости материнства оставалось мало, но не тут-то было. Одного за другим она родила мужу семерых детей (на последнем ребенке детородный возраст Хадиджи закончился), но, увы, три мальчика умерли, выжили только девочки. Арабы ценили сыновей, а не дочерей, однако Мухаммед не собирался унизить Хадиджу, приведя в дом новую жену или наложницу ради рождения сына. Дочерей он любил, относился к ним с нежностью и вниманием, но все больше погружался в религиозные поиски.
Первое откровение пришло к будущему пророку в пещере на склоне горы Хира в 610 году. Мухаммед испугался, что сходит с ума или одержим злыми духами, прибежал домой и рассказал обо всем жене. Хадиджа успокаивала его, как могла. Она сказала мужу, что злые духи овладевают грешниками, он — праведник, и она готова поклясться в этом перед Богом. Жена стала первой, кому Мухаммед сообщил не только о факте, но и о содержании полученных откровений, о новой религиозной системе, которую он собирался проповедовать. Хадиджа поддержала мужа, когда он всецело посвятил себя религиозным поискам, первая уверовала в его пророческий дар и ни разу в нем не усомнилась, первая приняла ислам. В тяжкие периоды — а путь пророка полон травли и гонений — Хадиджа возвращала Мухаммеду веру в себя, в пророческую миссию, в связь с Богом, в конечную победу новой религиозной системы. Последователи ислама называли ее Матерью Верующих. Хадиджа прожила с мужем почти четверть века, и когда она умерла, горе Мухаммеда было безутешным. Позже в его жизнь пришла новая любовь, появились новые жены, но никто из них не мог восполнить пророку утраты Хадиджи — самого близкого, дорогого и любимого друга.
Хранительница очага проявляет себя исключительно на плоскости отношений, вполне довольствуясь тем, что ее бытие и интересы ограничены рамками семьи. Она может работать и быть неплохим специалистом, но не работа наполняет ее жизнь ценностным содержанием. Кредо женщин этого типа определяется словами песни: «Важней всего погода в доме, все остальное—суета». Какие бы бури ни бушевали за порогом, они не затрагивают ее чувствительных струн, пока в жилье горит очаг и с близкими все в порядке. Если же социальные потрясения не обходят стороной дорогих ей людей, она предпочтет разделить с ними житейские невзгоды, чем остаться в более благоприятных условиях. Подобно святому духу, она передает близким людям ощущение взаимосвязи друг с другом, ее миролюбие и мягкость гасят семейные конфликты. В греческой мифологии этот тип женщин представлен Гестией, старшей дочерью Крона. После победы кронидов над титанами, Гестия заняла свое место среди двенадцати олимпийских богов и богинь, но впоследствии уступила его юному Дионису. Гестия — единственная — не принимала участия в скандалах своих склочных родичей, не придерживалась ничьей стороны во внутрисемейных интригах, напротив, относилась ко всем с ровной доброжелательностью, крепя и поддерживая узы родственной близости. Священный огонь Гестии никогда не угасал в ее храме, и очаг в каждом доме служил алтарем Гестии — покровительницы семейного благополучия.
Отличительными чертами женщин этого типа являются терпение, деликатность, уступчивость, верность. Семья для них — объект культа, и они, подобно языческим жрицам, готовы преданно ей служить, безропотное выполняя культовые обязанности и принося в жертву обожаемому божеству самое себя. Если Хранительница очага обнаруживает, что любимый мужчина обманывает ее, то не устраивает сцен, не выясняет отношений, не раздувает нанесенной ей обиды и не вынашивает планов мести, а тихо замыкается в печали. Ее депрессию сложно своевременно распознать, поскольку она всегда кротка и не склонна никого огорчать жалобами, но из нее точно уходит внутренний свет, а на этом фоне исподволь начинают множиться недуги, которые она опять-таки до последнего утаивает от близких. Она не оставляет в истории следов своих деяний и свершений, восхищения своими талантами и изумления сумасбродствами. Просто с ее уходом оставшиеся члены семьи начинают ощущать себя так, словно внезапно переехали из мягкого средиземноморского климата в область вечной мерзлоты и нескончаемой полярной ночи. В уста Адама у могилы Евы (рассказ "Дневник Адама"), Марк Твен вложил слова, которые подытоживают земное существование женщин этого типа: «Там, где была она, был рай» .
Тип Хранительницы очага в жизни
История жизни Женни фон Вестфален иллюстрирует жизненный путь Хранительницы очага. Женни фон Вестфален родилась в 1814 году в аристократической прусской семье. С 16 лет Женни стали вывозить в свет, надеясь, что, сделав хорошую партию, прелестная девушка займет высшее положение в обществе. Отец Женни, Людвиг фон Вестфален, образованнейший человек своего времени был очень дружен с неким герром Марксом, их дети росли и играли вместе. Сын герра Маркса, Карл, был на четыре года моложе Женни. Когда Карлу исполнилось семнадцать, он еще не решил, кем станет, но точно знал одно: женится он только на Женни фон Вестфален. Сильный, яркий характер юноши произвел на Женни неизгладимое впечатление. Юная пара заключила негласный союз, но держала свою помолвку втайне ото всех. Через два года Карл попросил руки Женни и получил решительный отказ ее родителей. Женни от огорчения слегла, а Маркс вернулся в университет продолжать учебу. В 1841 году он блестяще защитил диссертацию и получил ученую степень доктора. Но из-за политической неблагонадежности и критических высказываний в адрес руководства университета в преподавательском месте ему было отказано. Женни, терпеливо ожидавшая, пока избранник закончит учебу и получит должность, позволяющую содержать семью, была потрясена. Шесть лет она считала себя помолвленной с Карлом. Ей уже стукнуло двадцать семь, и к ней прочно приклеился ярлык «старой девы», а у Карла по-прежнему не было финансовых перспектив. Однако нареченный жених вернулся в родной город, и уже это стало для Женни счастьем. Через год, невзирая на протесты своей семьи, она все-таки вышла за Карла и стала Женни Маркс фон Вестфален.
Денег молодым катастрофически не хватало. Матери Карла надоело содержать сына, никак не желавшего браться за ум и зарабатывать, и она отказала ему в отцовском наследстве. Карл затеял тяжбу с матерью, длившуюся несколько лет, выиграл ее и, наконец, обрел материальную независимость. Впрочем, ненадолго. Вместо уважаемой профессорской деятельности Карл занялся журналистикой и колесил по всей Европе. Женни мужественно следовала за ним из страны в страну, переезжала с одной убогой квартиры на другую. Избалованной аристократке, никогда ни в чем не нуждавшейся в родительской семье, с мужем пришлось сполна познать бедность и унижение. Ежедневно Женни вновь и вновь приходилось умолять булочника, мясника и бакалейщика отпустить хоть что-нибудь в долг; неделями семья питалась одним картофелем, в зимние холода сидела без угля; угроза остаться без крова висела дамокловым мечом, и множество нервов уходило на то, чтобы улаживать конфликты с домовладельцами. В ломбард было сдано не только фамильное серебро фон Вестфаленов, но и постельное белье, пальто Карла, туфли Женни.
Она не обременяла мужа повседневными заботами, чтобы он спокойно занимался научной работой. Карл старался быть хорошим мужем, как мог. Он возмущался, когда слышал о насилии над женщинами или о мужьях, которые избивают жен. Однако часто его отношение к собственной жене было для нее источником страданий. Особенно велико ее горе было из-за того, что нищета и лишения унесли из жизни четверых их детей. Из семерых выжили лишь три дочери. Бурный темперамент мужа и его измены, были еще одним источником мучений и подрывали доверие к Карлу. Но Женни не роптала. Она продолжала помогать Карлу, как могла. В полутемной комнатушке после завершения домашних дел она переписывала большинство рукописей мужа, готовя их к печати. С необыкновенным тактом и деликатностью правила Женни литературные труды мужа. «Не пиши так желчно и раздраженно... Пожалуйста, мой дорогой, мой любимый, дай перу свободно скользить по бумаге...» [33, стр.70]. Критика ее всегда была бережной и щадящей, и этому тону в своих отношениях с мужем фрау Маркс не изменяла никогда.
Женщины этого типа никогда не довольствуются браком, домом, детьми, близкими друзьями, их неугомонная энергия целиком сосредоточена на плоскости достижений. Они ощущают гармонию с окружающим миром не на лоне природы и не в кругу семьи, а если находятся в эпицентре бурных событий. Подобно Искательнице, Авантюристка не мыслит жизни без приключений, но она гораздо практичнее и предприимчивее. Любовь — политика, любовь — деньги — ее главные увлечения. Независимая, бесстрашная, она обладает умом, шармом, обаянием, способностью к импровизации и является прирожденной актрисой. Она умеет выставлять себя в самом выгодном свете, не скрывая своих слабостей, а так ловко преподнося их, что даже ее недостатки воспринимаются как достоинства. Не вступая в лобовую конкуренцию с мужчинами, Авантюристка делает их орудиями в достижении своих целей. Она создает ситуации, возвышающие мужчину в собственных глазах и одновременно содержащие скрытый вызов; подчеркивает, как много он для нее значит, и в то же время показывает, что считает себя свободной; поддразнивает его постоянной эротической игрой и незаметно подталкивает к действиям, которые она ему предначертала в тайном сценарии, известном лишь ей одной. В отличие от Жены, Авантюристка никогда не открывает мужчине своих истинных чувств, о них можно лишь догадываться. Это ее свойство может раздражать и порой доводить до отчаяния, но всегда держит мужчину в тонусе и не позволяет впадать в состояние сонной дремоты. Женщины этого типа часто оставляют после себя яркий след. Одним из таких примеров является гетера Аспазия, жившая во времена Сократа. Не каждая гетера является Авантюристкой, и не каждая Авантюристка выбирает профессию гетеры, но определенное созвучие между этим женским типом и родом занятий прослеживается.
«Гетера» («hetaira») переводится с греческого как «подруга, спутница». Так называли в древней Греции незамужних женщин, ведущих свободный образ жизни. Высоко образованные, прекрасно разбирающиеся в литературе и философии, обученные различным искусствам, гетеры ценились не только как изощренные любовницы, но как достойные собеседницы, способные с легкостью вести интеллектуальные разговоры, и как профессиональные исполнительницы танцев и песен, чье мастерство доставляло утонченное эстетическое наслаждение. Как утверждал знаменитый оратор Демосфен: «уважающий себя грек имеет трех женщин: жену – для продолжения рода, рабыню – для чувственных утех, и гетеру – для душевного комфорта». Однако услуги гетер ценились высоко и стоили недешево, так что прибегнуть к ним могли отнюдь не все «уважающие себя» греки, а лишь достаточно богатые и влиятельные. Выбор: стать ли «подругой» мужчины или отклонить его предложение — гетеры всегда оставляли за собой. Наиболее талантливые гетеры, благодаря знатным покровителям, жили в роскоши, имели собственные дома и штат прислуги, открывали свои салоны, где собирались сливки общества и находился эпицентр культурной жизни.
Тип Авантюристки очага в жизни
Именно такова была милетская гетера Аспазия, прибывшая в Афины в 455 году до н.э., чтобы основать свою школу риторики. Ее сопровождали несколько учениц — прекрасных юных гречанок, исключительно воспитанных и умственно развитых. Вскоре в доме, где поселились женщины, образовался своего рода дискуссионный клуб, открытый для всех желающих. Сначала афинян влекло туда простое любопытство, подогретое слухами о красоте и одаренности приезжих женщин, но очень скоро салон Аспазии зарекомендовал себя как место, где проходят интереснейшие обсуждения. Одной из главных тем дискуссионного клуба был институт брака. Милетская гетера находила греческий брак архаичным и унизительным для женщин. Она с жаром доказывала, что греческая женщина должна иметь свободу в выборе мужа, а не безропотно соглашаться с решением родителей или опекунов; что развитие и образование жены должно вменяться мужу в обязанность, выдвигала и другие смелые идеи. Аспазия обладала таким умом и красноречием, так умело апеллировала к новым веяниям философской мысли, что афинские матроны внимали ей с благоговением, точно оракулу, а их мужья пускались в жаркие споры. В доме Аспазии бывали самые выдающиеся умы того времени: философ Анаксагор, его ученик Еврипид, мастер парадоксов Зенон, врач Гиппократ, ваятель Фидий и, чаще других, молодой Сократ, влюбившийся в Аспазию. Можно себе представить, насколько интересные диспуты там велись!
Именно Сократ, восторженно называвший милетскую гетеру своей «несравненной наставницей», привел в ее салон Перикла — видного афинского стратега, фактического правителя города. Некоторые историки считают, что действительной целью приезда Аспазии в Афины было «покорение» Перикла, прозванного за многочисленные добродетели «достойнейшим из эллинов». Если это так, то цели своей гетера добилась. На момент встречи с Аспазией Периклу перевалило за сорок, он имел двоих сыновей, жена же давно перестала его интересовать. Встреча с Аспазией, слухи об уме которой давно привлекли внимание правителя Афин, стала поворотным моментом в его судьбе. Рядом с этой яркой, блистательной женщиной Перикл понял, насколько убогим и бесцветным был его брак. Очарованный Аспазией, он развелся с женой, подыскав ей достойного мужа, и поселил гетеру в своем доме на правах супруги. Трудно сказать, стала ли она законной женой Перикла – сам афинский правитель до знакомства с ней был яростным поборником «чистоты» брака и самолично издал закон, согласно которому афинскому гражданину запрещалось жениться на чужеземке под страхом сурового наказания. Но в глазах большинства афинян, Аспазия обладала статусом жены Перикла и одновременно свободой гетеры. Поселившись в доме правителя, Аспазия перенесла туда дискуссионный политический клуб и разрешила гостям Перикла переступать священный порог женской половины. Эти вольности дали политическим врагам Перикла немало поводов для сарказма. Они злословили, что дом стратега превратился в дом терпимости; называли Аспазию злым гением Перикла, считали именно ее вдохновительницей его самовластной воинственной политики. В частности, войны с Самосом, в которой Аспазия сопровождала Перикла, а вместе с ней с войском афинян двигалось множество куртизанок, изрядно обогатившихся за девять месяцев войны. Противники Перикла открыто обвиняли в войне Аспазию, утверждая, что конфликт с Самосом не дошел бы до военных действий, если бы не подстрекательства «милетской хищницы». В этих словах имелась доля истины: руками афинян Аспазия мстила жителям Самоса за их вражду с родным Милетом.
В результате народного недовольства Аспазии пришлось предстать перед афинским судом. Ей предъявлялись серьезные обвинения: в развращении молодых девушек и в сводничестве. Согласно афинским законам, за эти преступления полагалась смертная казнь. Защитником возлюбленной выступил Перикл. Шестидесятилетний правитель, известный своей выдержкой и невозмутимостью, рыдал, умоляя судей оправдать Аспазию. Обвинение было снято, но не забыто. Когда разразилась кровопролитная Пелопонесская война между Спартой и Афинами, начались новые поиски виноватых, и гнев афинян обратился на Перикла, вновь затеявшего войну в угоду Аспазии. Дополнительным бедствием, обрушившимся на Афины, стала чума, унесшая в могилу сыновей Перикла от первого брака. Незадолго до своей кончины Перикл настоял на узаконивании своего брака с Аспазией и признании их сына полноправным гражданином Афин. После смерти Перикла Аспазия осталась без защитника в городе, где у нее накопилось немало врагов. Она вторично вышла замуж за полководца Лизикла, но этот брак продлился недолго: через полтора года Лизикл погиб в сражении. Аспазия исчезла из Афин, и как сложилась ее дальнейшая судьба неизвестно
К тому же типу женщин относится и другая знаменитая гетера – афинянка Таис, возлюбленная Александра Македонского. Отчаянная, озорная, гордая и воинственная, Таис сопровождала полководца в его походах. По свидетельствам Диодора Сицилийского и Плутарха, именно она подбила Александра спалить дотла прекрасный дворец персидских царей в Персеполе в качестве отмщения за сожженные Ксерксом Афины. Таис вышла замуж за Птолемея, одного из военноначальников и друзей юности Александра, которому император отдал в управление Египет. Так афинская гетера превратилась в египетскую царицу, основательницу династии Птолемеев.
Показательно, что замыкающей в этой династии вновь стала женщина того же типа – блистательная царица Клеопатра, поражавшая и современников, и потомков своим умом, красотой и дерзостью, возлюбленная Юлия Цезаря и Марка Антония, жаждавшая возвеличить Египет и победить Рим.
***
Завершая описание женских типов с доминирующей парой, приведем сводную картину, показывающую их расположение в координатном пространстве состояний.
Рис.27 Женские типы, обладающие структурой личности с доминирующей парой
В такой структуре небольшие сдвиги возможны по линии взаимодействия пар ипостасей, образующих результирующий тип. Например, Искательница может сместиться чуть ближе к Эросу (Первоженщине), либо к Хаосу (Деве). Однако, в целом, положение результирующего кластера устойчиво. Значительных смещений, приводящих к гиперразвитию свойств, как у типов с одной доминирующей ипостасью, не происходит. Минусами типов с доминирующей парой является не избыточность свойств пары, а дефицит свойств ипостасей, не получивших должного развития.
Доминирующая пара — структура личности, образованная взаимодействием двух ипостасей. В ходе этого взаимодействия энергия перераспределяется таким образом, что на пересечении смысловых зон исходных ипостасей образуется новый кластер, наделяющих личность самобытными свойствами.
Тип Искательница — женщина, в структуре личности которой доминируют Дева и Первоженщина. Мотивация, суждения, поведение больше определяются чувствами, чем разумом. Романтична, обладает творческим воображением, стремится к оригинальному и необычному. Пребывают в активном поиске собственного призвания или Большой Любви. Минус — отсутствие заземленности и трезвого взгляда на жизнь.
Тип Сестра — женщина с доминирующей парой Дева — Подруга. Чаще руководствуется разумом, чем чувствами. Стремится к совершенствованию — своего мастерства, себя лично, своего партнера, других значимых людей. Хорошо умеет подстраиваться под ближнего, интуитивно находит правильные решения. Не хватает эротичности, спонтанности, сердечного внимания.
Тип Жена — женщина, в личности которой доминируют Мать и Первоженщина. Больше прислушивается к сердцу, чем к разуму. Интересы и привязанности ярко выражены и неизменны. Умеет добиваться желаемого и наслаждаться физической стороной бытия. Минус: слишком большая концентрация именно на этой стороне, неумение мыслить чуть шире и видеть чуть дальше текущей ситуации.
Тип Хозяйка — женщина с доминирующей парой Мать и Подруга. Руководствуется логикой больше, чем эмоциями. Обладает прозорливостью и здравомыслием. Практична, рассудительна, основательна, умеет расставлять приоритеты, ставить цели и энергично к ним двигаться. Не хватает эротичности, легкомыслия, легкости, игры.
Тип Хранительница очага — женщина, в структуре личности которой доминируют Дева и Мать. Имеет установку на отношения. Целиком посвящает себя благополучию дома, семьи, родственников, друзей. Деликатна, внимательна, терпелива, лишена амбиций. Не хватает внимания к своим потребностям и умения настоять на своем.
Тип Авантюристка — женщина, структура личности которой образована Первоженщиной и Подругой. Имеет установку на достижения. Никогда не довольствуется семьей, детьми, домом. Любимые занятия: любовь — политика, любовь — деньги. Инициативна, предприимчива, обожает приключения, не боится рисковать ради хороших перспектив. Минусы: не хватает осторожности, способности вовремя остановиться и перестать искушать судьбу.
ipd.jktales.org | Карта | | Открытки |